Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение admin » 12 фев 2013, 03:12

Центр дистанционного образования ИРО РБ информирует о выдаче участникам Межрегионального Интернет-педсовета «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение». (28.01.2013 - 11.02.2013г.) сертификатов, утвержденных Ученым советом ГАОУ ДПО ИРО РБ.

Для получения сертификата необходимо обратиться по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева 120, в каб. № 223. Стоимость оформления бланка сертификата 100р. По возникшим вопросам обращаться к Мустаеву Руслан Рушановичу тел. 8(347) 228-80-51.

Оргкомитет.
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение психолог Гузель » 11 фев 2013, 17:30

Елена Николаевна писала:" В воспитании способностей большое значение играет индивидуальный подход.
• Он нужен особенно тревожным детям со слабой нервной системой, робким, застенчивым, впечатлительным, которым требуется поощрение их достижений, поддержка их активности, включение в жизнь класса.
• Индивидуальный подход нужен и детям с ярко выраженными способностями. Этим детям целесообразно предлагать задания повышенной трудности. Им можно поручать сообщения на уроках, дополняющие рассказ учителя, выступления с докладами, изготовление моделей, чертежей, выполнении роли учителя, занятия с отстающими учениками.
• В индивидуальном подходе нуждаются и ученики со средними способностями, которых обычно в классе большинство. Они обычно обладают разнообразными задатками, но их развитие тормозится отсутствием устойчивых интересов...".
Добрый вечер, Елена Николаевна. Спасибо вам за материал предоставленный из практического опыта. Мне еще многое предстоит пройти на пути развития и социализации среди одаренных детей. которые в прошлом году вошли в ЭП нашей школы. Главным в работе считаю индивидуальный подход (ребята и сами более охотно занимаются индивидуально). Веду индивидуальную работу с тревожными, с заниженной самооценкой (беру детей со средними способностями- каких большинство). Использую метод фрактального рисунка в качестве коррекции и далее работаю над Постановкой целей, повышением мотивации с помощью проектной деятельности. В этом учебном году получили результаты: 1 победитель в межрегиональной олимпиаде по психологии, 4 призера. Участие в МАН - 2 место. Просто замечательные результаты, самое радостное в этой ситуации то, что это обычные дети. Они в большинстве своем особо нигде не задействованы , некоторые из них начали проявлять активность благодаря признанию в психологии (говорят сами ученики). Планирую чаепитие провести с этими ребятами. Спасибо за ваш труд. Уверена что ребятам в вашей школе интересно с таким психологом. С уважением Нургалиева Гузель Фаязовна г. Уфа:)
психолог Гузель
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 14:57

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Тагиров И.Х. » 11 фев 2013, 17:24

Уважаемые коллеги!
Оргкомитет межрегионального интернет-педсовета выражает благодарность всем участникам за активное участие в работе форума.
Ждем Вас на следующих интернет-педсоветах.
Тагиров И.Х.
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 03:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 11 фев 2013, 08:57

МЕТОДИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Методика - «Карта одаренности»


Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать получен¬ную информацию.
Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Воз¬растной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методи¬ка рассчитана на выполнение двух основных функций.

Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренно¬сти ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту ме¬тодик для специалистов (психологов и педагогов).
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 11 фев 2013, 08:53

Индивидуальный способ организации обучения
Очевидно, что для максимального учета индивидуальных осо¬бенностей ребенка в обучении идеальным может считаться инди¬видуальное обучение. А если это так, то вполне естественным бы¬ло бы предположение о том, что этот способ организации обуче¬ния должен быть самым эффективным. Но теория образования и многовековая практика образовательной деятельности свидетель¬ствуют о том, что в этом вопросе все далеко не так однозначно.
Даже при классно-урочной системе с ее явно выраженной тен¬денцией к унификации личности образовательный эффект часто оказывается большим, чем при некоторых способах индивидуаль¬ного обучения. Примеров тому великое множество. Например, дети, не посещавшие детские сады, даже при наличии занятий со своими родителями, бабушками, дедушками и даже с репетитора¬ми, как правило, оказываются хуже подготовленными к занятиям в школе, часто отстают и в плане общего интеллектуального раз¬вития от своих сверстников, посещавших детские сады. Другой не менее часто встречающийся пример: ученики сельских малокомп¬лектных школ, нередко обучаясь фактически в условиях индиви¬дуального обучения, также уступают своим сверстникам из пере¬полненных городских школ.
Эти факты очень важны. Но сами по себе подобные примеры нельзя рассматривать как неопровержимые доказательства неэф¬фективности индивидуального обучения. Для оценки результа¬тивности необходим анализ всех факторов, влияющих на резуль¬тат. Так, например, низкая эффективность работы малокомплект-иых школ может быть обусловлена слабой подготовленностьюбольшинства работающих в них педагогов, низкой информаци¬онно-развивающей насыщенностью окружающей среды, а также другими факторами, не имеющими никакого отношения к инди¬видуальному обучению как таковому.
Исследования в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей скло¬няются к тому, что предельно индивидуализировать учебную дея¬тельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы и образовательные программы для каждого ученика, исходя из его возможностей и особенностей.
Поиском ответа на вопрос, как это можно сделать практически, заняты многие исследователи и практики. Дж. Рензулли так описы¬вает алгоритм деятельности учителя при данном подходе. Учитель:
определяет уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности);
очерчивает долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определяет время, которое должен затратить ребенок на ос¬воение стандартной и специальной программы;
предусматривает участие родителей;
определяет способы оценки успехов ребенка.
Но, как видим, это в основном относится к содержанию обра¬зования. Сама форма организации в данном случае практически остается без внимания. И это не случайно: она хорошо известна. Структура ее состоит из двух основных способов учебной работы, выделенных В. К. Дьяченко: работа ученика с педагогом и работа ученика с источником знаний. Как несложно заметить, в данном случае исключаются возможности работы ученика в группе и вза¬имное обучение учеников друг другом. Несложно понять, что только одно это существенно обедняет учебную деятельность и не может не сказаться негативно на ее результатах.
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 11 фев 2013, 08:39

Психолого-педагогическая диагностика одаренности

Психологический профиль одаренного ребенка.
1. Тест 16-PF (Р.Кеттела).
2. Тест «Акцентуации характера».
3. Характерологический тест Айзенка.
4. Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.)
5. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
6. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»
7. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
8. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
9. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
10. Методика «Несуществующее животное».
11. Пальцем окрашивания тест
12. Детская методика В. Михала «Завершение предложения»

Этот раздел включает методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.
Раздел предоставляет возможность определить психологический профиль одаренного ребенка, черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности.

Диагностика особенностей когнитивной сферы.

1. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
2. Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.
3. Оценка устойчивости внимания.
4. Оценка переключения внимания.
5. Оценка вербально – логического мышления.
6. Оценка образного мышления.
7. Тест «Куб Линка».
8. Механической понятливости тест (Беннет).
9. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
10. Диагностика восприятия:
- «Эталоны»
- «Исследование уровня сенсорного восприятия»
- Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи
- «Восприятие времени»
- Тест «Компас»
- Тест «Ведущая репрезентативная система»

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля.

Интеллектуальная одаренность.

1. Тест прогрессивных матриц Равена.
2. Тест Д. Векслера.
3. Тест Р. Амтхауэра.
4. Диагностика обследования детей младшего школьного возраста.
5. Оценка вербально-логического мышления.
6. Тест «Интеллектуальная лабильность».
На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития.

Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)
4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
5. Методика «Предложения».
6. Методика «Классификация».
7. Методика «Две линии».
8. Методика Вартега «Круги».
9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
10. Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.

Социальные условия реализации одаренности.

1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
3. Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
4. Методика «Q-сортировка».
5. Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
6. Оценка отношений полростка с классом.
7. Методика «Незаконченные предложения».

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1. Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.)
2. Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.).
3. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.
4. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.
5. Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет).
6. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф).
7. Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).
8. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
9. Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности).
10. Диагностический тест «Способности школьников».
11. Карта интересов для младших школьников (А. Савенков).
12. Методика «Интеллектуальный портрет».
13. Характеристика ученика (А. Савенков).
14. Анкета для родительского исследования (А. Савенков).
15. Методика «Карта одаренности».
16. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков).
17. «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
18. «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
19. «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 11 фев 2013, 08:20

Рекомендации педагогам при отборе одаренных детей в спецшколу, спецкласс и т. п.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов. Именно эти тесты (часто вместе с тестами креативности, разработанными для измерения творческих способностей) активно используют при отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений. В результате довольно быстро проявляется неспособность ряда отобранных детей эффективно развиваться. И причин тому несколько.

Во-первых, нельзя довольствоваться высокими показателями психодиагностики творческого мышления и интеллекта, поскольку у ребенка должен быть развит познавательный интерес, сформированы коммуникативные способности, социальные навыки и др.

Во-вторых, большинство тестов интеллекта и креативности созданы не для выявления интеллектуальной и творческой одаренности, а для других целей. В частности, тест интеллекта Векслера предназнен для определения умственной отсталости. Только два теста созданы для оценки уровня интеллектуальной одаренности (Кеттела, Равенна), но и они подвергаются критике специалистов. Что касается тестов креативности, то показатели продуктивности также не являются единственным и достаточным подтверждением творческих возможностей ребенка.

В-третьих, многие тесты интеллекта измеряют частную интеллектуальную способность, то есть сформированность конкретных умственных операций. Существующие психометрические тесты измерения интеллекта не затрагивают связи между компонентами интеллекта, интеллектом и креативностью, не схватывают саму системность их проявлений. С помощью тестов невозможно исследовать «подвижный интеллект» — способность не только понимать выученное, но и видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески использовать его в новой обстановке.

В-четвертых, данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. При этом чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей.

В-пятых, нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тем или иным тестовым результатам.

Таким образом, можно сделать общие выводы о том, что проблема одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут раз и навсегда быть зафиксированными и непреложными, а любая форма отбора детей на основе показателей тестов интеллекта или креативности оказывается несостоятельной с научной точки зрения. Данные диагностики могут использоваться всего лишь в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка. Но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является одаренным либо ординарным.
Развитие одаренности — это только одна сторона большой проблемы формирования личности одаренного ребенка. Поэтому для педагога и психолога должен быть несомненен принцип ответственности за развитие не столько одаренности, сколько одаренного ребенка в целом с учетом его специфических черт.
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 11 фев 2013, 08:19

Семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий: различные варианты метода наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.
Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях — жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т. д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т. д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие, как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки, естественный эксперимент. Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Марина Глухова » 11 фев 2013, 05:05

Первая, учебная, одаренность, по сути дела, предполагает отсутствие собственного подхода, отсутствие самости, потому что это только затруднит восприятие чужой мысли, замедлит скорость восприятия и научения. Кстати говоря, очень многие исследователи отмечают противоречивость самого процесса обучения: с одной стороны, это присвоение чужого опыта и переработка его в свой, а с другой - чем больше ты отрешишься от себя, тем легче усвоишь предлагаемую чужую логику, чужой, найденный другими способ деятельности.

Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определенного уровня. Когда интеллект очень высок (170- 180 единиц), то иногда снова, как и в случае недостаточного его развития, создается препятствие для нормального развития творческих способностей. И связь снова становится отрицательной. Высоколобые интеллектуалы, энциклопедисты сравнительно редко бывают очень творческими людьми. И это понятно: такой уровень интеллекта, как правило, возникает при ярко выраженной направленности на обучение, усвоение. Откуда же при такой гипертрофированной направленности на готовое знание взяться творческости?

Таким образом, связь между интеллектуальностью и креативностью есть (да ее и не может не быть), но связь весьма непростая.

Дело - в особом устройстве творческой личности. У нее не только по-другому устроен мозг, не только большие возможности нешаблонного видения мира - у нее по-другому организована именно личность. Личность, не умеющая приспосабливаться, неконформная (о чем уже говорилось выше).
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение каримова римма » 11 фев 2013, 05:02

Все дело в том, что одаренность бывает разная по самому своему смыслу, в коренном своем содержании.

Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющейся культурой. Это - школьная одаренность, не вызывающая сомнений у учителей. Как правило, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением часто огромного материала. Все этим счастливчикам дается быстро, легко и весело.

Увы, большинство учителей и родителей такой одаренностью и исчерпывают само представление об этом явлении. К сожалению, даже многие профессионалы-психологи до сих пор склонны зачислять в одаренные только тех, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядными способностями к обучению (особенно школьному). Такие дети действительно одарены. Но есть ведь и другие, чью одаренность никто не хочет замечать, более того, ее каждый день уничтожают и в школе, и в семье.

О чем же идет речь? О самом главном качестве, о котором учителя много говорят, но мало кто из них его в своих учениках терпит, и уж совсем мало таких, кто его в своих учениках, воспитывает.

П. Торранс, работая учителем в самой обычной школе, обратил внимание не на отличников (им и так достаточно внимания), а как раз на двоечников. Именно двоечники часто оказывались более самобытными, чем послушные, дисциплинированные отличники. С этими детьми труднее, но и намного интереснее, понял Торранс. У этих школьников другая одаренность, творческая - вот был итог его исследований и размышлений.

Одаренность, кроме разных видов (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая, или учебная, и творческая. И то и другое - одаренность, но это существенно разные типы.
каримова римма
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 16:49

След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron