Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 10 фев 2013, 01:00

Работа с одаренными детьми идет в течение всего учебного года через индивидуальные задания на уроке и домашнего задания, индивидуальные занятия. В качестве материала для заданий использую олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе», «Русский язык и литература для школьников»), текстов художественной литературы, в последнее время активно использую Интернет, привлекаю к участию в различных конкурсах, олимпиадах, например, в молодежном филологическом чемпионате.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение bcrfylfhjdf » 09 фев 2013, 15:45

Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе. Приходится опираться только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.
bcrfylfhjdf
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 фев 2013, 15:39

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение madina khabibullina » 09 фев 2013, 15:44

Каждый человек - талант по-своему,у каждого есть свой творческий потенциал.Возможность творить - это не талант, а умение,которое каждый в себе может выработать.
Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления,творчества,профессионализма,позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы,предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
Одарённых детей надо уметь выявлять.Они имеют ряд особенностей: любознательны,настойчивы в поиске ответов,часто задают глубокие вопросы,склонны к размышлениям,отличаются хорошей памятью.
Как я уже отмечала ранее,можно опираться и на различные тесты при определении одарённости(они могут быть полезны и интересны,если одарённость выявляется не в одной области ,а также если учитель не очень хорошо знает класс,например мало работает или ведет ,например, физкультуру и т.д.),но я предпочитаю выявлять таких детей на уроках :после очередной диагностики,или тестирования,или выполнения заданий повышенной трудности.
Итак, одарённых я выявила.Но ведь надо ещё и уметь поддерживать интерес к предмету.КАк в младших,так и в старших классах приходится давать разноуровневые задания.На уроках литературы можно привлекать творчески мыслящих детей в качестве оппонентов на лекции учителя или в качестве самостоятельных лекторов.
Иногда бывает,что сильные ученики могут выступать в роли консультантов по теме или учителя,оценивающего работу других детей.
Работа педагога с сдарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Но надо видеть глаза своих учеников - призёров и победителей различных состязаний, которые радуются ,действительно как дети,чтобы снова получить удовольствие от результатов своего труда и ... работать дальше, чтоб снова победить.
madina khabibullina
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 11:15

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение husainova8 » 09 фев 2013, 15:35

На занятиях с одаренными детьми даю как теоретический, так и практический материал. Причем в каждой теме акцентирую внимание на тех аспектах,которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Для этого использую свои вузовские лекции. Так, в разделе "Фонетика и орфоэпия" рассматриваем фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения,определяем фонетические средства, используемые для создания художественного образа,т.е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами лингвистических знаний. В разделе "Лексикология и этимология" даю обширный материал по таким понятиям,как омонимия и ее виды, синонимия,антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматриваем стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяю внимание словам категории состояния, лишь недавно введенным в школьную программу, историческую морфологию. В разделе "Синтаксис" большое внимание уделяю разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляю самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
husainova8
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 10:00

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Людмила Виталиевна » 09 фев 2013, 12:42

Увидеть одаренного ребенка – это задача учителя. Если быть немного внимательным, обязательно заметишь одаренного ученика. Не увидеть их невозможно. Одаренные дети имеют:
- широкую любознательность и исследовательское поведение, повышенную познавательную потребность;
- потребность в умственной нагрузке;
- избирательность, увлеченность каким-либо видом деятельности (познание, рисование, музыка, конструирование и т. д.);
- повышенные интеллектуальные и творческие способности;
-повышенную критичность, неприятие авторитаризма и давления со стороны учителя;
- проблемы, связанные с самооценкой;
- проблемы, связанные с неравномерностью психического развития,
- проблемы, связанные с развитием сферы общения;
- проблемы, связанные с профессиональным самоопределением.
Людмила Виталиевна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 09:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ЛИЛИЯ ТУР » 09 фев 2013, 10:24

Пользуясь возможностями форума, хочу поблагодарить всех коллег за отзывчивость и взаимопомощь. Ссылки на учебно-методические пособия, специальную литературу , а также интернет-ресурсы, которыми так щедро делятся педагоги в своих сообщениях, обязательно пригодятся не только начинающему учителю, но и опытным мастерам нашей нелегкой профессии.
ЛИЛИЯ ТУР
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:37

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльвира Рифовна » 09 фев 2013, 03:03

В развитии интереса к предмету, по-моему, важны не только заинтересованность ребенка, роль семьи и личность учителя, но и тот материал, который изучается на уроке. Я веду русский язык и литературу в кадетском (оборонно-спортивном) 11 классе уже 6 лет, у них школьные предметы имеют немного другую иерархию, чем в классах математического или гуманитарного профиля. Так вот, я почти была уверена, что заинтересовать их литературой надолго и серьезно, чтоб и во внеурочное время они читали дополнительную литературу, искали материал, ходили в библиотеку, - это невозможно. После изучения творчества любимых мною поэтов "Серебряного века", в частности, после цикла уроков о Есенине, Ахматовой, Маяковском (с использованием видео- и аудиоматериалов) я с радостью заметила, что мои кадеты оживились, начали учить стихи не просто потому, что "надо", а потому что "понравилось"(!) Кроме того, пошли самостоятельно составленные презентации, интересные сообщения о малоизвестных фактах из биографии поэтов, даже начали писать стихи. :!: Когда гуманитарии проявляют такой интерес, это кажется закономерностью, но здесь меня и кадеты смогли удивить, хотя работаю я в школе уже немало лет :)
Эльвира Рифовна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение husainova8 » 08 фев 2013, 20:29

Главной целью занятий с группой одаренных обучающихся является - подготовка к олимпиадам различного уровня. При планировании занятий я разбиваю их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Это обучение различным видам анализа текста( лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
husainova8
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 10:00

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Альбина Ахатовна » 08 фев 2013, 18:21

Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Альбина Ахатовна » 08 фев 2013, 17:57

Литература в помощь учителю:

1.Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
2.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
3.Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
4.Журнал « Завуч школы» № 3,1997г.
5.Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».
6.С. Лупан. «Поверь в своё дитя».
7.Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».
8.О. Боброва. «Эффективность работы с одарёнными детьми».
9.В. Лизинский. «Приёмы и формы в воспитании».
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0