Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гатиятуллин Ильдус » 08 фев 2013, 10:11

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
своевременное применение различных видов тестирования;
оценки способностей по успеваемости;
участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
заключение психолога;
заключение экспертов в определенной деятельности;
участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
наблюдение родителей и представителей науки.
Гатиятуллин Ильдус
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:59

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гатиятуллин Ильдус » 08 фев 2013, 10:10

Для поддержки и дальнейшего развития одаренных детей необходимо организовать психологическое сопровождение в школе.
Цель данного сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Гатиятуллин Ильдус
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:59

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Сафронова Наталия » 08 фев 2013, 10:10

Здравствуйте!!!
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
В нашей стране сложились наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, включая медицинское обслуживание, высокий уровень и возможности дифференцированного обучения, наличие специальных и профессиональных школ, проведение конкурсов среди учащихся и студентов, наличие отдельных учебных центров при университетах и вузах, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей и студентов на основе современных знаний о природе развития одаренности (а не путем стихийного отбора) и разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым.
Выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя, разрабатываются факультативы дифференцированного обучения.
На основе сложившихся организационных форм и ранее выполненных фундаментальных и прикладных исследований целесообразно создание научно-практической программы по выявлению, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей и учащихся. Эта программа в будущем должна включать все научные знания о человеке и всё области практики. В соответствии со сложившейся международной практикой на современном этапе центральное звено этих исследований составляет психология одаренных и талантливых людей.
Наряду со специальными исследованиями реализация предлагаемой программы включает естественный длительный (лонгитюдный) эксперимент, обеспечивающий возможности длительного наблюдения и психологической помощи одаренным и талантливым детям и учащимся, а также их родителям и учителям-практикам.
При оценке социального смысла этой программы следует иметь в виду достигнутый уровень развития нашего социалистического общества, которое ставит задачу не отбора и воспитания элиты, но обеспечения оптимальных условий для развития творчества во всех областях нашей жизни, на основе реализации творческого потенциала одаренных и талантливых людей, их выявления и развития, воспитания, включая ответственность общества и самой личности за свой талант.
Сафронова Наталия
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:03

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нажалова Наталья » 08 фев 2013, 09:19

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Считаю, что работа по выявлению одаренных детей в классе должна проводиться несколькими педагогами (разных предметов) одновременно. Одаренный ребенок, мне кажется, одарен всегда в нескольких областях и, чтобы не потерять данную одаренность, работа должна быть построена именно так.
Нажалова Наталья
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 10:12

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Шипаева » 08 фев 2013, 07:15

Если вы хотите пожинать плоды от работы с одаренными детьми в первую очередь вам необходимо обладать следующими качествами:
1. увлеченность своим делом;
2. способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
3. профессионально грамотные;
4. интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
5. быть проводником передовых педагогических технологий;
6. быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
7. стараться быть знатоком во всех областях человеческой жизни.

Я полностью согласна с этими качествами педагогов.
Татьяна Шипаева
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 07:07

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Agzamova » 08 фев 2013, 05:55

Одним из основных задач программы «Одаренные дети» является формирование духовно – нравственной личности, патриота своей страны. В целях реализации этой программы, как классный руководитель, мною проводятся классные часы на разные темы. Для подготовки классных часов привлекаю учащихся. Информационные технологии позволяют использовать на классных часах презентации по всевозможным темам.
Презентация позволяет мне иллюстрировать свой рассказ. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемой теме). Данный вид внеклассной работы позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. Так, например, при подготовке классного часа на тему «Профилактика ОРВИ» я использую фотографии класса во время различных спортивных соревновании. Желающих выполнить работу хватает. При этом включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Agzamova Rimma
Agzamova
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 фев 2013, 02:42
Откуда: г. Агидель

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 08 фев 2013, 03:31

Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый, начальный этап, приходится на младшие возрастные группы (6-10 лет). Наблюдательность детей в этом возрасте, их эмоциональная восприимчивость создают предпосылки для творческого самовыражения. Второй этап охватывает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нурия » 08 фев 2013, 03:30

Здравствуйте! уважаемые коллеги!
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Сухомлинский В.А.
Рекомендации для работы с одаренными обучающимися.
1. Индивидуальная работа с обучающимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы обучающегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с обучающимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными обучающимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
Нурия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 04:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 08 фев 2013, 03:30

Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делают это с большим успехом, нежели те, кто бо¬лее одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к поставленным целям.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 08 фев 2013, 03:28

Уважаемые коллеги! Поскольку одаренность является не константной, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron