Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 08 фев 2013, 03:26

Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. Подобно тому, как у дерева, и кроны в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдель¬ности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью. Поэтому эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск способных детей в процессе ихиндивидуализированного образования. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одарённого ребёнка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решенияявляется ли ребёнок одарённым или нет.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 08 фев 2013, 03:23

Для формирования у детей и педагогов жизненных установок на максимальное развитие и реализацию своих способностей необходима работа в трех направлениях:
1.Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, организация самовоспитания и саморазвития учащихся.
2.Повышение профессионального уровня педагогов, овладе¬ние ими технологиями работы с одаренными детьми при организации учебно-воспитательного процесса; организации внеклассной работы по учебным предметам; организации дополнительного образования.
3.Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Аминева Райфа » 07 фев 2013, 17:30

Здравствуйте! Выявить и развивать одаренность каждого ребенка не только в начальных классах, но и каждый год. Ребенок развивается, растет, меняются взгляды и интересы. Увидеть и правильно определить , развивать , направить одаренность ребенка - это сложный непрерывный процесс. Есть дети, которые не могут показать себя на уроке, а на школьных мероприятиях они лидеры.
Аминева Райфа
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 сен 2012, 03:45

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 07 фев 2013, 17:07

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня .Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 07 фев 2013, 16:59

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и спо-собностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных воз¬можностей каждого ребенка.
В своей работе с одарёнными детьми использую дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Используя индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Применяю технологию проблемного обучения, метод проекта, технологию развития критического мышления, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом для ученика к самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Лариса Файзуллина » 07 фев 2013, 16:31

Мне кажется многим одарённым детям неинтересно то домашнее задание, которое им дают. Поэтому здесь важен индивидуальный подход, нестандартность мышления со стороны педагога-дать такое домашнее задание, которое заинтересует ребёнка.
Лариса Файзуллина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 13:37

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Бажина Оксана » 07 фев 2013, 15:08

Сотрудники Психологического института РАО разделили (условно) одарённых детей на шесть основных типов.
Фанатики. Это увлечённые своим делом дети, у которых проявляемые склонности не имеют ничего общего со школой. Школа для них – это своего рода «принудительные работы», а настоящая жизнь начинается только после уроков (или вместо уроков).
В последнее время появилось много «компьютерных фанатиков» – дети сутками сидят за компьютерами. Фанатично увлечённые компьютером дети практически всегда обладают целым рядом бесспорных интеллектуальных достоинств, если не просто играют в «стрелялки» и «леталки», а осваивают сложные программы. Они воспринимают школу как досадную помеху.
Иначе выглядит перспектива у другого типа детей – у одарённых лентяев. Это такие дети, которые с невероятной жадностью впитывают любую информацию, но категорически не желают делать что-либо ещё. Людям такого типа не нужна никакая специальность, никакие серьёзные, напрягающие волю занятия. Разве что в будущем они могут стать так называемой «ходячей энциклопедией», что и вызывает у кого-то восхищение, тем не менее, профессией быть не может.
Третий тип – скромники. Это дети с заведомо сниженной самооценкой. Скромники стесняются показать себя лучше других – они категорически хотят быть, как все, и всячески стараются не демонстрировать свои способности. По-настоящему одарёнными их никто не считает.
Ещё один тип одарённого ребёнка – невротик, или даже психопат. Дети, относящиеся к этому типу, не могут, а иногда и не хотят быть такими, как все. Их одарённость в значительно большей степени замечается взрослыми; конфликты с окружающими создают огромные препятствия для проявления этой одарённости в обычной школьной среде.
Среди одарённых детей есть и очень спокойные, мягкие дети, которые ни с кем не хотят конфликтовать, но в ногу со всеми тоже идти не хотят. Не хотят быть такими, как все. Часто их считают чудаками.
Последний, шестой тип – черепахи, т.е. медлительные дети, чьи возможности часто оценивают невысоко, хотя среди них подлинная, особенно творческая одарённость встречается ничуть не реже, чем среди всех остальных. Медлительные дети в буквальном смысле – изгои школы. Иногда их зачисляют, чуть ли не в умственно отсталых.
Бажина Оксана
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:51

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Шарко С. Н. » 07 фев 2013, 13:41

Педагоги, работая с детьми выделяют одаренных детей от остальных : они отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно- следственные связи, хорошо усваивают программный материал. Встречается и другой тип, который вследствие отсутствия внимания со стороны педагогов теряют интерес к занятиям и могут плохо учиться. Ведь понятия одаренность и успеваемость не равноценны, одаренность - это потенциал, учащегося, а успеваемость – результат процесса обучения. Чтобы потенциал переходил в высокую успеваемость, необходима систематическая работа, ведь его возможности могут остаться скрытыми, если их не развивать. И не последнюю роль в этом играет школа.
Многие педагоги работали по авторским педагогическим системам в отношении к проблеме детской одаренности: наши соотечественники А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. .Волков, немецкий педагог Р. Штайнер, болгарский- Г.К. Лозанов, японский С.Фукаяма, украинский- А.А. Захаренко. Ученых педагогов объединяет взгляд на многомерную концепцию личности и её развития ( В.Ф. Моргунов). Структура личности включает пять инвариантов:
1. Пространственно- временные ориентации личности (на прошлое, настоящее, будущее)
2. Потребностно -волевые переживания (негативные, амбивалентные, позитивные)
3. Содержательные направленности личности (преобразование природы – трудовая, на других людей - на общение, на процессуальное освоение деятельности с помощью моделе – игровая, на самого себя - самодеятельная)
4. Уровни освоения опыта (обучения, воспроизведения, познания, творчества)
5. Формы реализации деятельности личностью (моторная, перцептивная, речевая, умственная)

Понимание одаренности не как явления чисто наследственного, а как явления социально и педагогически обусловленного, изменяющегося во времени. Это используемая обогащенная среда обитания колонистов А.С. Макаренко , «творческая комната» в школе И.П. Волкова как необходимые условия развития одаренности детей в сензитивном возрасте.
К одаренным детям относиться нужно гуманно, выстроить систему работы так, что бы его победам радовались окружающие обучающиеся, педагоги и родители. Использование этого мощного стимула творческой фантазии и интересов детей, будет способствовать ускоренному развитию одаренности.
Шарко С. Н.
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 11:33

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Лихачева Наталья » 07 фев 2013, 11:15

Что можно сказать о этапе дошкольного детства?
Одним из негативных последствий искусственно провоцируемого раннего развития является феномен неадекватного проживания ребенком этапа дошкольного детства.
Одно из основных новообразований кризиса семи лет — произвольность. Без ее формирования не может быть успешной школьной жизни. Однако в последнее время резко увеличилось количество детей, которые на момент поступления в школу страдают в той или иной степени нарушениями в произвольной регуляции поведения и деятельности. Это подтверждают данные дефектологов. По мнению В.И. Лубовского, около 48% новорожденных страдают от внутриутробной и родовой патологии. Эти патологии влияют на успешность формирования произвольной регуляции поведения и требуют специальной коррекционной работы. Но, согласно нейропсихологическим обследованиям, к началу школьного возраста количество детей с отклоняющимся развитием и неуспешным формированием произвольной регуляции поведения возрастает почти вдвое. «Парадоксальная» картина роста нарушений произвольной регуляции у детей в дошкольном возрасте требует отдельного анализа. Одной из причин могут являться изменения, которые произошли в социальной ситуации развития дошкольников за последние четверть века.
Процесс воспитания все более интеллектуализируется, а игра подменяется учебой по школьному типу. В Москве практически исчезли детские разновозрастные дворовые объединения, которые передавали от поколения к поколению игры, отвечающие за формирование психических новообразований дошкольного возраста, и в первую очередь — за становление процессов саморегуляции. Живое общение со взрослым и сверстником все более подменяется «развивающей» видео- и компьютерной продукцией. Все возрастающие требования со стороны начальной школы к уровню овладения элементарными учебными навыками, с одной стороны, и желание родителей обучать детей в престижных учебных учреждениях — с другой, вызывают к жизни появление групп раннего развития и дошкольных прогимназий. Большинство из них, игнорируя специфические для дошкольников виды деятельности, строят свою работу по школьному типу. Этому способствует и кадровое обеспечение такой работы, т.к. занятия в основном проводят школьные учителя, не владеющие приемами дошкольной педагогики (или использующие ее формально). Опросы родителей показывают, что ведущая деятельность дошкольника — игра — воспринимается ими как форма отдыха и развлечения, форма поощрения ребенка за хорошую «учебу».
Лихачева Наталья
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:05

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Лихачева Наталья » 07 фев 2013, 11:13

Казалось бы одаренный ребенок это просто чудо и проблем с ними возникать никаких не может, НО:
Характер отношения к ребенку в семье также может являться причиной, порождающей действительно серьезные проблемы у одаренных детей. Наличие в семье одаренного ребенка, как правило, ломает воспитательные стереотипы, принятые в культуре (например, что ребенок должен читать в определенном возрасте), и требует более пристального внимания к его потребностям.
Семьи одаренных детей очень отличаются между собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребенка (вплоть до их полного игнорирования). Однако все семьи объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов сына или дочери. Даже при игнорировании одаренности неудачи ребенка в школе, на олимпиаде и т.п. вызывают если не раздражение, то по крайней мере недоумение родителей. Самооценка ребенка, особенно дошкольника, очень зависима от оценки взрослого. Если ребенок чувствует, что его достижения не соответствуют уровню ожиданий значимого взрослого, то он всеми силами и доступными ему способами старается преодолеть это несоответствие.
Важно очень, чтобы сами родители не задавили своего ребенка своим напором!!!
Лихачева Наталья
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:05

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0