Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение ilnar » 06 фев 2013, 18:28

Появление одаренных и сверходаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. И немалая ответственность и роль отводится в этих ситуациях родителям. Нередко родители эксплуатируют способности своих детей, удовлетворяя собственные амбиции и компенсируя личную нереализованность и тем самым разрушают их несформировавшуюся психику и здоровье.
ilnar
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:02

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение ilnar » 06 фев 2013, 18:25

Работа с одаренными детьми требует у учителя хорошего знания возрастной психологии. Ведь это дети особой категории. Для них всегда нужно придумывать нестандартные задания, проблемные вопросы. Необходимо, чтобы хороший результат достигался активной познавательной деятельностью.
ilnar
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:02

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Стуколова Елена » 06 фев 2013, 16:53

Согласна, что в учреждениях дополнительного образования чаще всего развивают таланты художественно-эстетической направленности, несмотря на то, что существуют и другие виды одаренности:
- в практической деятельности;
- в познавательной деятельности;
- в коммуникативной деятельности;
- в духовно-ценностной деятельности.
Поэтому важно правильно определить, в каком направлении одарен ребенок, и после этого строить работу с этим ребенком именно в рамках выявленного вида одаренности.
Стуколова Елена
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:52

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нурия » 06 фев 2013, 15:18

Здравствуйте!
В результате успешной работы педагогов дополнительного образования, направленной на выявление и поддержку одаренных детей, каждый ребенок находит себя, проявляет свои таланты, и во взрослой жизни становится полноценным членом общества.
Реальность жизни такова, что человека, которого устраивает некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться основным образованием. Если же он хочет стать высоким профессионалом, интеллектуально и всесторонне развитым, если заложенный природой дар, требует реализации и профессиональной помощи в направлении его в нужное русло, то ему (и, соответственно, его родителям) уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.
Нурия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 04:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Калашников С. В. » 06 фев 2013, 13:58

При работе с одаренными детьми иногда возникает следующая проблема. Некоторые из этих детей не хотят должным образом изучать другие школьные предметы, которые им неинтересны. Была у нас в школе выпускница, которая обожала биологию, была победительницей всевозможных олимпиад по биологии, но она не хотела изучать точные науки. Другой выпускник любил физику с математикой, был одаренным в области точных наук, но не хотел изучать гуманитарные предметы, чем доводил преподавателей гуманитарных дисциплин. Как быть в такой ситуации? С одной стороны одаренные дети прославляют школу своими достижениям, а с другой стороны некоторые из них не хотят выполнять элементарные домашние задания. Можно ли прощать невыполнение домашних заданий за одаренность?
Калашников С. В.
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:41

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ризванова Юлия » 06 фев 2013, 09:45

Каким же должно быть детство одаренного ребенка???
Большинство одаренных детей в последствие становятся учеными, изобретателями, писателями, бизнесменами и другими знаменитыми личностями. При условии, конечно, что детская одаренность развивалась, а не подавлялась. Как сказал один поэт несколько веков назад: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Эта мысль не утратила своей актуальности до сих пор. При воспитании одаренного ребенка помните, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. Поэтому в детстве одаренного ребенка также должно быть место шалостям и другим детским проявлениям. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь.
Отсюда и вывод в том, что у любого ребенка, неважно будь он одаренным или обычным, все равно должно быть детство, полное веселья, заботы, детских шалостей.
Еше один волнующий вопрос: Обычная школа или спецзаведение?
Все родители одаренных детей сталкиваются с вопросом, в какую школу отдавать своего ребенка – в специальную или обычную общеобразовательную. На сегодняшний день в больших городах есть специальные заведения, в которых обучаются одаренные дети по особым учебным программам, учитывающим их особенности. Как правило, это платные школы. Конечно, спецшкола для одаренного ребенка – это идеальный вариант. Но что делать тем, кто не может оплатить такое обучение и тем, кто проживает в местности, где спецшкол для талантливых детей нет? В первую очередь, не стоит на этом зацикливаться и комплексовать. Конечно, обычная школа ориентирована на среднего ученика. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд, ведь наряду с обучением в обычной школе ребенок дополнительно может посещать кружки, студии по интересам и другие творческие объединения для детей, заниматься отдельно с педагогами.
Ризванова Юлия
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:07

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Светлана Сергеевна » 06 фев 2013, 07:38

Не хотелось бы оставить без должного внимания еще один немаловажный вопрос. Каким должен быть учитель для одаренных детей?
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять); Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку учителями? Да, совершенно однозначно, одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Светлана Сергеевна » 06 фев 2013, 07:22

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
своевременное применение различных видов тестирования;
оценки способностей по успеваемости;
участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
заключение психолога;
заключение экспертов в определенной деятельности;
участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
наблюдение родителей и представителей науки.
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Светлана Сергеевна » 06 фев 2013, 05:55

Василина писал(а):Для выявления одаренности есть методики. Для начальных классов методики прописаны в книге Савенкова. Для старших классов уже используются психологические методики. О них есть информация на другой ветке форума "Психология"

Уважаемая коллега! Быть может у вас есть собственный опыт выявления одаренности ребенка и методики развития его одаренности?
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ризванова Юлия » 06 фев 2013, 04:48

Здравствуйте!!!
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется.
В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Я хочу предложить вам 2 подхода, найденные мной еще в годы учебы:
Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
Ризванова Юлия
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:07

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2