Vasilyev писал(а):Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, республиканского и всероссийского уровней проводится в течение всего учебного года.
Необходимо, чтобы ребенок постоянно работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Ведь не зря говорится, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошел - вовек не позабудется.
Одним из путей подготовки к олимпиадам является применение в процессе обучения индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет условия для культурной самореализации учащегося и его интеллектуального саморазвития.
Под индивидуальным подходом принято понимать:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися на уроках ОБЖ по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся на уроках ОБЖ, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Для подготовки учащихся к олимпиадам используется вышеназванный индивидуальный подход, корректное выстраивание образовательной траектории развития для каждого участника олимпиады. При индивидуальных и групповых занятиях с олимпиадниками выработаны следующие правила:
не навязывать учащимся свое понимание вопроса как единственно верное;
не оставлять без внимания ни один вопрос учащихся, даже если на него нельзя ответить немедленно;
не подменять мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Поэтому самообразовательная деятельность учащихся поддерживается через:
выявление образовательных потребностей и запросов учеников;
диагностические тесты по выявлению пробелов в знаниях и рекомендации литературы по выявленным проблемам;
освобождение учащихся от текущих программных зачетов и контрольных работ по темам, которые хорошо ими усвоены;
индивидуальные задания на уроках;
рефлексивный анализ каждого занятия;
сотрудничество с родителями одаренных учеников.
Перед проведением школьного этапа олимпиады все участники замотивированы на достижение высоких результатов. С победителем ведется индивидуальная подготовка к олимпиаде. Основной метод подготовки к муниципальному этапу заключается в самостоятельном изучении информации, в творческом поиске, заведомо создается ситуация успеха. Все теоретические знания закрепляются практикой:
использование манекена для тренировки оказания первой помощи;
одевание боевой одежды пожарного;
тушение пожара с помощью огнетушителя и пожарного шланга;
оказание помощи раненым;
разборка и сборка автомата;
преодоление полосы препятствий;
нахождение азимута т.д.
Нужно сказать, что если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает. Варианты заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ можно найти в журнале «ОБЖ» и через Интернет.
Я считаю, что обязательным моментом при подготовке к олимпиаде - это рефлексия. На каждом этапе подготовки к олимпиаде ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось за день подготовки, с какими заданиями он справляется хуже, чтобы в индивидуальный план вносить коррективы. Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно. Необходимо отметить: чтобы победить, участник олимпиады должен очень много готовиться самостоятельно, используя различные информационные ресурсы, включая компьютерные. После проведения муниципального этапа олимпиады независимо, занял ученик призовое место или нет, всегда проводится разбор заданий.
За последние три года имеются хорошие результаты олимпиад различных уровней:
Васильев Дмитрий,11 класс, победитель муниципальной олимпиады по ОБЖ, 2010г, призер региональной олимпиады, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ;
Ларионов Олег, 11 класс, победитель муниципальной олимпиады по ОБЖ, 2011 г, победитель региональной олимпиады, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ;
Мулюков Фируз, 9 класс, победитель муниципальной олимпиады по ОБЖ, 2012 г, победитель региональной олимпиады, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ;
Кириллов Михаил, 10 класс, победитель муниципальной олимпиады по ОБЖ, 2012 г, победитель региональной олимпиады, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ.
У Вас хорошее полное сообщение. Надо было его оформлять и отправлять как доклад