Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Чепурова Наталия » 08 фев 2013, 16:16

Здравствуйте, коллеги! Прочитала ваши высказывания. С одаренными детьми мне очень нравится работать, не смотря на все трудности, а их немало. В частности, не хватает времени уделять внимание этим детям на уроке так, как хотелось бы, потому что в классе есть и менее способные дети. К одаренным учащимся необходим индивидуальный подход. На уроках русского языка и литературы даю творческие задания, разноуровневые карточки, привлекаю к самостоятельной поисковой работе; во внеурочное время готовлю к олимпиадам, а также с такими детьми участвуем в различных конкурсах, научно-практических конференциях.
Чепурова Наталия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 13:57

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение madina khabibullina » 08 фев 2013, 15:36

Развитие умения передавать информацию письменно позволяет создавать творческие работы в разных жанрах (сочинение в жанре дневника, сочинение-отзыв, рецензия и т.д.). Особое внимание я уделяю жанру эссе.
Нелегко дать точное определение этого термина, актуального в последнее время в программах по развитию речи литературе. Привлекательны широкие возможности этого жанра в креативном плане: свободная композиция и неограниченность тематики. При организации первого сочинения в жанре эссе я исхожу из предположения, что для обучающихся 9 класса следует предложить такие темы, по которым каждому из них есть что сказать: «Всё должно быть в меру», «Ты и улица», «Что такое вечность?».
Считаю, что уроки развития речи развивают образное видение окружающей действительности, воспитывают интерес к слову, способствуют творческим проявлениям речепроизводства. В процессе творчества должны удовлетворяться и коммуникативные запросы обучающихся, находить выход фантазия, воображение, стремление познать себя в окружающем мире. Моя работа направлена на повышение речевой культуры каждого ученика, на обучение высказываться в разных стилевых жанрах, на раскрытие их потенциальных возможностей, одарённости.
У одарённых детей часто проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Включение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся существенно повышает у них мотивацию к учебной деятельности, кроме того, педагог получает возможность планомерно и целенаправленно работать над развитием у школьников необходимых для этой деятельности умений и навыков, начиная с умения работать с литературой и заканчивая умением представить результаты своей работы компетентной аудитории.
Немаловажную роль в развитии одарённости, творческих способностей играет организация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. И хотя профильное обучение не относится к внеурочной деятельности, углублённое изучение предмета на этих занятиях даёт возможность определить одарённость с помощью диагностики, развивать интеллектуальный и творческий потенциал талантливых детей . Введение в нашей школе профильного социально-гуманитарного обучения позволяет вести преподавание предметов на более высоком уровне сложности, а значит, повышает познавательную активность обучающихся, расширяет развитие творческих способностей одарённых детей.
Для работы с детьми в классе с предпрофильной подготовкой (9 класс) мною апробирован курс «Виды творческих работ» . Также я разработала и апробировала элективные курсы «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» (10 класс), «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (11 класс).
Как уже отмечалось мною ранее, возможность проявить себя и реализовать свой творческий потенциал детям помогают различные городские творческие конкурсы, которые проводятся в течение всего учебного года. Мои ученики являются их активными участниками и становятся одними из лучших.
madina khabibullina
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 11:15

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение fizaliia » 08 фев 2013, 14:10

Очень жаль, что форум подходит к концу. Ещё столько вопросов (поздно зарегистрировалась и приняла участие). Но я с интересом прочитала о том, как работают другие.Много полезного узнала для себя. Спасибо за информацию.
Недавно узнала, что десятиклассник пишет стихи. Я у них препадаю второй год и не знала об этом. Сочинил много. Но они написаны не по закону стихосложения.Но написаны с душой, чувствуется личность.Мальчик замечательно рисует. Очень!У него проблемы с речью. Занимается у логопеда, пишет слова так, как говорит. Мы живём в глубинке. Далеко от города. Нет возможности посещать дома творчества, кружки.Надеюсь ФГОС даст учителям больше возможности заниматься с одарёнными детьми .Хочется помочь ребёнку проявить себя не только в рамках недели русского языка и литературы в школе. Но не знаю как. Куда обращаться, чтобы посмотрели стихотворения, сделали поправки, помогли, чтобы увлечение стихосложением развилось дальше, а не умерло в стенах школы.Писать стихи нужен талант. Сама я ничего не смыслю в этом. Посоветуйте, что делать.Благодарю.
fizaliia
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 янв 2013, 13:33

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Людмила Виталиевна » 08 фев 2013, 12:54

Хочется поддержать коллег, которые сетуют на нехватку времени. Да, это так. Порой руки опускаются. Но идешь в школу, заходишь в класс, видишь детей - и начинаешь работать, забывая о всех проблемах. И пытаешься ( хотя бы на уроке) учить детей видеть слово, любить слово.
Детям нравится метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом, а также понять авторскую позицию, раскрыть идею, понять проблемы, эмоциональность текста. Можно применять как на уроках русского языка, так и литературы. Работая над стихотворением Бунина «Вечер», задача учителя привести учащихся к философским размышлениям лирического героя о постижении счастья. Для того чтобы учащиеся сами смогли прийти к этим выводам, предлагаю исследовать слова. Учащиеся делают интересные выводы: осенний сад, чистый воздух, бездонное небо, облако, птичка – природа, окружающая лирического героя – это счастье; гул молотилки, книга, окно – человеческий мир – это тоже счастье. Но это счастье существует само по себе. Учащиеся обращают внимание на глаголы слежу, отвожу, вижу, слышу. И делают потрясающий вывод: человек (герой) счастлив только тогда, когда он это слышит и видит , а для этого Он должен жить ( следить, отводить – быть в действии).
Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, – это, по сути дела, исследование.
Конечно, можно самому учителю сделать анализ стихотворения или вести детей к ответу, задавая вопросы. Но тогда теряется момент открытия, чуда. Испытать радость от урока дает такая исследовательская работа самих учащихся.
Людмила Виталиевна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 09:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение fizaliia » 08 фев 2013, 09:58

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В 6 классе у меня шесть девочек. Все они на удивление очень способные ученицы. Пятеро учатся хорошо. Все они любят познавательные игры, разгадывать кроссворды и викторины. С таким азартом принимаются изучать новый материал, если это изучение проходит в игровой форме. Сами играют на перемене "Поле чудес". Всё приготовят и выучат , но если только учитель предоставит дополнительный материал, а сами самостоятельно не интересуются литературой и лингвистикой. И так по всем предметам. Они настолько ровно все учатся, что я не знаю, кого готовить к олимпиаде. Наверное есть тесты по выявлению одарённых детей по предметам. Не подскажите? Заранее благодарю.
fizaliia
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 янв 2013, 13:33

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Бочкарева Г.А. » 08 фев 2013, 05:32

Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень рада, что проблема выявления и развития филологической одаренности обучающихся так волнует многих из нас. Не соглашусь только с тем, что детей, одаренных в области филологии, мало. Нередко одаренность проявляется уже в дошкольном возрасте, и очень важно развивать ее во время обучения. Например, ребенок на высказывание мамы, что она найдет на него управу, отвечает: "А я ее спрячу!" В этом уже проявляется чувство языка. Более благоприятными можно назвать условия обучения в начальной школе, когда объем теоретических сведений не настолько велик и школьники еще не боятся высказывать свою точку зрения. В основной школе (по причине увеличения объема материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ) больше уделяется внимания фактическому усвоению сведений по русскому языку. Используемые методы, приемы, упражнения нередко бывают направлены на простое воспроизведение изучаемого. Именно на совершенствование методики работы следует обратить внимание. Бесспорно, что работа с одаренными детьми в нашей республике проводится. Можно назвать школы, где работают литературоведческие кружки. Например, в школе №17 Белорецкого района такой кружок возглавляет учитель-поэт Е.Н. Сухов. Выпускники кружка учатся и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Челябинске, и в других городах РФ. Вывод один - необходимо выявлять филологически одаренных детей и работать с ними, используя современные методы, технологии обучения.
Бочкарева Г.А.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 05:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Зидымышева » 08 фев 2013, 04:33

Здравствуйте! Прочитала сообщение Альбины Ахатовны насчет тонкой психологии одаренных детей. Я согласна с вами, что у нас недостаточное внимание к их внутреннему миру, нам хочется от них больше результатов (чего уж греха таить)! Ну создаются же сейчас спецшколы для одаренных, и для таких детей, действительно, может быть, стоило бы готовить специалистов тоже? С точки зрения теории, конечно, все мы "подкованы", а вот в области психологии есть желание пополнить свой багаж знаний.
Зидымышева
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 04:14

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Альбина Ахатовна » 08 фев 2013, 04:11

Учитель должен научиться видеть одарённых обучащихся.
Вот задачи, которые учитель должен ставить пред собой перед собой:
• создать условия для индивидуального развития личности учащихся, соответствующие их способностям и интересам, через систему воспитательной работы;
• проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе с целью поиска способа реализации личности в определенных видах деятельности;
• создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов.
У педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от стандартных приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. И от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» надо перейти к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, самым заинтересованным участником. Показателем одаренности является не только достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, но и проявление индивидуальности личности. Например, защита собственных проектов, исследовательских работ.
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Альбина Ахатовна » 07 фев 2013, 17:24

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прочитала все сообщения. Спасибо за дельную информацию. Возникли мысли, хочется поделиться. Согласна с вами, проблема работы с одарёнными детьми в наше время очень актуальна и сложна. Думаю, что каждый из нас задавался вопросами, чему мы учим, как учим и зачем? Наша современная жизнь требует перемен. Меняться должны и мы. Учитель должен научиться не передавать готовые знания (что мы умеем делать первоклассно), а научить детей добывать их самостоятельно, воспитать в них живую потребность в знаниях. Что значит «живую»? Востребованную жизнью! Наступает время активной и талантливой молодежи. Как известно, основой реализации новых образовательных стандартов второго поколения является системно - деятельностный подход, главная цель которого - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Это означает, что у детей, филологически одаренных, появится хорошая возможность проявлять свои способности в большей степени. А организованная внеурочная деятельность по предмету позволит учителю планировать свою работу с одаренными детьми на законных основаниях.
Не тайна, что больше мы обращаем внимание на обучение «середнячков», на то, чтобы слабо успевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую мы вынуждены уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс.Так хочется верить, что скоро все изменится. Современный учитель, я думаю, должен научиться приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности. Иногда нам кажется, что одаренные дети не нуждаются в нашей помощи, в особом внимании. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Часто они воспринимают неосторожный взгляд, улыбку как проявление неприятия себя окружающими. В результате ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для него не существует стандартных требований (все как у всех), нормы и правила идут вразрез с его интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение: «так принято» - не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем. Социальная нетерпимость одаренных детей влияет на их социальный статус, когда они оказываются в положении «белых ворон». Необходимо помнить, что одарённые дети часто очень ранимы, обладают неустойчивой психикой, им конфликтуют с одноклассниками. В этой связи считаю, что необходимо добиваться изменения социального статуса одаренных детей и готовить педагогов для работы с такими детьми.
Альбина Ахатовна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 14:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Дейниченко О.Н » 07 фев 2013, 14:26

Работа с одаренным ребенком должна быть индивидуальной, по специально разработанной программе, которая направлена на поддержание и развитие талантов ребенка. Профессиональная компетентность учителя может прогнозировать одаренность ребенка уже в начальной школе. Детский возраст – период становления способностей, личности. Чтобы наши дети сумели развить свои способности до уровня одаренности и благополучно реализовали себя в жизни для этого нужно:
во – первых, знать природу способностей и стимулировать их проявление;
во – вторых, создать условия для развития когнитивных потребностей ребенка, которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.
Дейниченко О.Н
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 15:29

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron