Проблемы и перспективы...

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение школа 23 салават » 04 фев 2013, 15:41

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Ания » 04 фев 2013, 14:13

Уважаемые коллеги!
В настоящее время особое значение в развитии общества занимает детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют всех педагогов. Потому что одаренные дети отличаются высокой активностью, умением, способностью нестандартного мышления и поведения. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве. Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Многие думают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, но это не так. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Я всю свою жизнь проработала учителем математики в сельской школе. И могу с уверенностью сказать, что одаренные дети есть, и всегда будут. Только надо уметь работать с ними. Думаю, я справилась с этой трудной задачей – выявила и воспитала много одаренных детей, которые нашли свой путь в этой жизни и принесли огромную пользу для развития нашей Родины.
Ания
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 12:45

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Лира1 » 04 фев 2013, 14:11

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своими мыслями. Для того, чтобы работать с одаренными детьми, нужны учителя, которые способны работать с такими детьми. Т.е. такие учителя, которые: хорошо знают свой предмет; любящие детей; не жалеющие свои силы и время – настоящие УЧИТЕЛЯ. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.
Работать с одаренными детьми – это очень тяжело. Они не такие как все: много задают вопросы; даже обычные задачи решают каким-то особым способом. Они по-другому все видят. Но даже в условиях сельских школ можно работать с такими детьми. В истории очень много случаев, что именно в глубинках России живут одаренные дети. Нужно только их вовремя увидеть и работать с ними.
В нашей школе ведется большая работа с одаренными детьми по всем направлениям и получены хорошие результаты. Работа продолжается…
Лира1
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 06:34

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Ишемгулова М.Т. » 04 фев 2013, 11:50

Добрый вечер! Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять). Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Я думаю, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех. кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных, они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение. углубленный анализ проблем, оценку информации). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся.
Ишемгулова М.Т.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 07:10

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение школа 23 салават » 04 фев 2013, 09:47

Как определяются способности?
Как правило, с помощью тестов.
Вот примеры некоторых из них:
• Тест Векслера http://psynet.carfax.ru/tests/wechsler.htm
• Тест Равена http://www.testology.ru/spm/index.htm
• Тест Люшера http://www.telegraf.ru/misc/psycho/psich15.htm
• Тест Розенцвейга http://azps.ru/tests/3/test5.html
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение школа 23 салават » 04 фев 2013, 09:46

Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

1 ступень (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим необходимо организовать дополнительные занятия (кружки) с учащимися. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
2 ступень (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д).
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает - игра.
3 ступень. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:

- выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Намечены принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 04 фев 2013, 09:45

Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одаренность гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 04 фев 2013, 09:43

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 04 фев 2013, 09:42

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: это и соответствующее воспитание и просвещение родителей, и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 04 фев 2013, 09:29

Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. [2, c. 203] Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого [2, c. 206]
Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основных связанных с диссинхронией аспекта: 1) интернальный, т.е. связанный с гетерогенностью темпов развития различных психических процессов (интеллектуально-психомоторная или интеллектуально-аффективная диссинхрония), а также с неравномерностью в развитии отдельного психического процесса (например, в интеллектуальном развитии часто наблюдается диссинхрония между процессом овладения языковыми средствами и способностью к рассуждению), и 2) экстернальный - отражающий особенности взаимодействия одаренного ребенка либо подростка с его социальным окружением (учителями, родителями и родственниками, другими детьми). [2, c. 205] Предполагается, что диссинхрония может выступать в качестве причины неадаптивного поведения одаренного ребенка или подростка в его взаимоотношениях со средой. Особенности обучения могут, как усиливать, так и ослаблять диссинхронию.
Распространенный вид диссинхронии связан с различием темпов развития интеллектуальных и коммуникативных процессов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. [3, c. 75]
Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, следует отдавать себе отчет, что при этом процессы общения претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения. [3, c. 79]
Во-первых, меняется содержание ряда коммуникативных целей, и исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции. Во-вторых, преобразуются способы практической реализации коммуникативных целей.
Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д. Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений — в результате сравнительно многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера. [3, c.86]
Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми, проявляющими одаренность в интеллектуальной сфере. По мнению ряда исследователей, это связано с различиями в скорости протекания интеллектуальных и психомоторных процессов у таких детей. Будучи недостаточно сформированной, письменная речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками и пропусками значимых элементов сообщения. [3, c. 89] Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.[1, c. 153]
Социальная изоляции — это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

Список использованных источников
1. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.

2. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999
3. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Пред.След.

Вернуться в Научно-методическое сопровождение одаренности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0