Проблемы и перспективы...

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 10:55

Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы.

Цель тренинга: обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком.

Задачи тренинга:

1. Расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

2. Расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть;

3. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

4. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

5. Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с одаренным ребенком.

Количество часов: 16 академических часов: 4 занятия по 4 часа.

Содержание тренинга:

1 занятие. Основные цели и задачи: знакомство членов группы, разработка и принятие правил работы в группе, определение и уточнение основного вопроса, по которому все здесь собрались: особенностей одаренных детей, их воспитания, проблем и сложностей взаимодействия одаренных детей с родителями.

2 занятие. Основные цели и задачи: осознание потребностей одаренного ребенка, его проблем, сложностей, взгляд на окружающий мир глазами одаренного ребенка.

3 занятие. Основные цели и задачи: осознание реальной ситуации в семье и особенностей взаимоотношений с ребенком, взгляд на себя самого глазами ребенка, проговаривание конкретных проблем и сложных ситуаций.

4 занятие. Основные цели и задачи: тренировка установления взаимопонимания, развитие умения установления контакта, расширение репертуара эффективных способов взаимодействия со своими детьми.

Вся работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

Главная цель психологической помощи родителями одаренных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 02 фев 2013, 10:15

Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, и это правильно и очень хорошо, но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Это совершенно меняет дело, ведь тогда приходится декларируемую психологами мысль о том, что все дети талантливы, демонстрировать на практике. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему. Все знают: у кого большие способностей, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес – наша задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом – такую цель я ставлю перед обучающимися.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 02 фев 2013, 10:07

Многие страны уже полвека заняты тем, что выявляют «потенциальных гениев» и ведут их во взрослую жизнь. Программы обязательной диагностики детей существуют в 47 государствах. Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана система поощрения и развития одаренности, накоплен практический опыт, достигнуты позитивные результаты в разработке методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 02 фев 2013, 07:12

За последние годы количество образовательных учреждений, реализующих программы работы с одарёнными детьми, значительно увеличилось. Выросло число лицеев, гимназий, специализированных школ-интернатов регионального подчинения, десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Однако качество подобного рода программ не всегда выдерживается на должном уровне. Значительная часть учреждений, реализуя программы работы с одарёнными детьми, делает это скорее ради престижа, нежели чем из соображений поддержки талантливой молодёжи.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Дунаева Марина » 02 фев 2013, 07:11

Каждый человек – талантлив. Добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни.
Дунаева Марина
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:22

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 06:55

. Работа с родителями - Рекомендации родителям


1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 06:54

На сегодняшний день проблема одаренности является актуальной. В настоящее время необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества. Очевидно, что современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и к активной преобразовательской деятельности.

Ребенок впервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя ее не всегда легко обнаружить, поскольку на данный момент не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Семья должна помочь и поддержать ребенка в начале развития его способностей и одаренности.

Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Можно перечислить еще огромное количество проблем и сложностей, присущих одаренным детям. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.

Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей[1]. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а так же перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей. Кроме того, родители, помня о раннем развитии одаренных детей, должны в нужный момент найти правильные выражения и примеры для своего ребенка. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.

До последнего времени работа с родителями детей, имеющих какие либо проблемы (это касается не только одаренных детей, а детей вообще, в том числе и детей с девиантными формами поведения, детей с психическими отклонениями и т.д.), велась в форме индивидуальных консультаций, бесед с психологом. На наш взгляд, этого направления в работе с родителями таких детей не достаточно. Современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и готовые к активной деятельности. Автором было проведено мини-исследование, задачей которого было выяснить, какие формы работы с психологом родители выделяют как наиболее оптимальные. Опрошено было 220 человек. Им было необходимо из десяти предложенных форм работы выделить одну или несколько, наиболее предпочитаемые родителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в первую очередь родители склонны к индивидуальным консультациям (20%), и чуть меньшее число родителей – к тренингам (17%). Такую тенденцию можно объяснить тем, что консультации – самая привычная из всех перечисленных форм работы, она не вызывает недоверия, она является понятной. Тренинги менее привычны, но совершенно очевидно, что их эффективность заставляет родителей ставить эту форму работы рядом с консультациями. Минимальное число выборов получили такие формы работы как семинары (4%) и лектории (5%). Эти формы работы являются пассивными, …

Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.);

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений;

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 05:11

Анкета «Определение уровня
познавательной потребности»
Для изучения познавательных потребностей учащимся может
быть предложена анкета, составленная В.С. Юркевич [7, с. 232–234].
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
(а – связаны очень тесно; б – связаны, но мало сопровождаются соот-
ветствующей организацией деятельности; в – никак не связаны).
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется
научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со
словарями и т. д.? (а – постоянно; б – иногда; в – очень редко).
3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых не-
возможно в один присест, требует кропотливой работы в течение
многих дней и даже месяцев? (а – большинство занятий подчинено
этому принципу; б – ставит такие задачи, но редко выполняет; в –
не ставит долговременных задач). 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «чер-
ную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например,
выполнять длительные вычисления при решении интересной зада-
чи)? (а – делает всегда столько, сколько нужно; б – делает периоди-
чески; в – не любит выполнять неинтересную для него работу).
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжитель-
ное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечения-
ми, а иногда и отдыхом, (а – всегда, когда это нужно; б – только
изредка; в – не способен).
Примечание. Анкета рассчитана только на старшеклассников.
Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной
потребности, «б» – об умеренной, «в» – о слабо выраженной.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Наталья=) » 01 фев 2013, 07:11

Многое в работе с одаренными зависит от учителя. Прежде всего учитель сам должен быть заинтересован в работе, должен владеть методами и приемами выявления одаренных детей и работы с ними, хорошо знать психологию ребенка. Конечно, придется тратить больше времени на подготовку к урокам, на изучение литературы. Можно организовать обмен опытом работы с одаренными детьми учителей с разных школ района и республики.
Наталья=)
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 09:44

Re: Проблемы и перспективы...

Сообщение Regina » 31 янв 2013, 15:49

Бесспорно проявление одаренности начинается с раннего возраста. И конечно же, введение ФГОС НОО в школах является большим плюсом в российском образовании. Внеурочная деятельность позволяет учащимся развивать свои способности; каждый ученик реализует свой потенциал в той или иной области, несомненно с умелым и квалифицированным мастером-учителем. А проблемой является то, что у нас, в нашей школе, мало методической базы по работе с одаренными детьми. В перспективе мы планируем создание сообществ, куда будут входить учащиеся с различными интересами и способностями, а также учителя, которые будут курировать этих ребят.
Regina
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 14:51

Пред.След.

Вернуться в Научно-методическое сопровождение одаренности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron