Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение OksanaKorobtsova » 31 янв 2013, 22:51

Здравствуйте, коллеги. Я считаю, что можно развивать способности одаренных детей через приобщение к научно-исследовательской и проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях. Можно привлекать ребят и на ранней стадии общего образования, это позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
OksanaKorobtsova
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:21

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Захарова Лидия » 31 янв 2013, 17:36

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения. Основная трудность выявления в детстве признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно независимое от возрастного.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Большинству одаренных детей присущи особые черты, такие как высокая любознательность и исследовательская активность, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Захарова Лидия
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 18:03

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нурия » 31 янв 2013, 17:36

Здравствуйте! Уважаемые коллеги!
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Нурия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 04:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 31 янв 2013, 17:03

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, малые академии наук, школьные научные общества, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, представляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшие развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ризванова Юлия » 31 янв 2013, 16:42

В нашем городе есть такой проект под названием «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему.
Хочется рассказать о проблемах, препятствующих работе с одаренными детьми, взятых из этой Концепции:
1. Несовершенная система предпрофессиональной ориентации школьников старших классов. В старшей школе практически не реализована система профильного обучения.
2. Отсутствие системной государственной поддержки мероприятий по поиску и поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи.
3. Отсутствие во многих вузах организационных и кадровых возможностей для поддержки интеллектуально одаренных (талантливых) студентов младших курсов. Неразвитая инфраструктура поддержки проявивших себя профессиональных талантов на стартовых этапах их профессиональной карьеры и отсутствие капитализации рыночно значимых профессиональных результатов.
4. Периодическая потеря Россией лучших молодых профессионалов в результате «утечки талантов» в другие страны; отсутствие конкурентных условий для профессионального и творческого развития.
5. Низкие стимулы инвестирования в профессиональное развитие из-за сдерживания в сложившихся научных, образовательных, культурных и др. организациях профессионального и карьерного роста молодых профессионалов, неудовлетворительного состояния системы социальной и пенсионной поддержки профессионалов.
6. Отсутствие эффективной системы знаков профессионального признания для подавляющего большинства интеллектуальных и особенно практических профессий: профессиональных экзаменов, профессиональных степеней и наград.
Ризванова Юлия
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:07

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ризванова Юлия » 31 янв 2013, 16:33

Перед нами встает вопрос: «Какую же поддержку оказывать педагогу одаренному и талантливому ребенку?»
Основные направления поддержки одаренных детей:
1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;
2. Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
3. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.
Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, другие – для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка.
Ризванова Юлия
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:07

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 31 янв 2013, 16:31

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы. Первые шаги по выявлению одарённости учеников наши учителя начальных классов делают с первых дней обучения ребёнка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают предметные газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, рефератов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ризванова Юлия » 31 янв 2013, 16:28

Добрый вечер уважаемые коллеги!!!
Одаренных детей, как правило, отличают:
Психофизиологические особенности одаренных детей:
• высокая любознательность;
• исследовательская активность;
• повышенная биохимическая активность мозга;
• эмоциональность;
• вспыльчивость;
• особая речь, моторика и восприятие.
На своем примере могу сказать, что в спортивной сфере распознать одаренного ребенка на мой взгляд еще проще. Уже на первых тренировочных занятиях видно, как двигается подопечный. При сдаче первых нормативов так же становится ясно, какая же у ребенка физическая активность.
Ризванова Юлия
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:07

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 31 янв 2013, 16:08

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Методы обучения являются одним из важных факторов успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Я считаю, что для обучения способных детей ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они идентичны для развития творческого мышления и многих качеств личности (познавательной мотивации, неустойчивости, уверенности в себе, способности к сотрудничеству и др.).
В процессе обучения одаренных детей предусматривается использование разнообразных способов получения информации: компьютер, интернет, видео и т.п.
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребенка.
Таким образом, необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Стуколова Елена » 31 янв 2013, 14:05

Я тоже думаю, что одаренные дети лучше проявят свои способности в учреждениях дополнительного образования. В школе, действительно, основное - это усвоение учебного материала, поэтому учителям, порой, просто не хватает времени на полноценную подготовку одаренного ребенка. А еще, немаловажную роль играет среда, окружающая ребенка. И родители, и родственники, и друзья могут повлиять на то, проявятся способности у ребенка или нет, и на их развитие, конечно.
Стуколова Елена
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:52

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron