Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гатиятуллин Ильдус » 31 янв 2013, 08:04

Здравствуйте!
Я считаю, что условия успешной работы с одаренными обучающимися в учреждении дополнительного образования, да и наверное в любой образовательной среде заключаются в следующем:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
3. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
• педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
• педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
• педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Поэтому, дорогие педагоги, старайтесь быть гуманными и понимающими по отношению к своим ученикам, верьте в них и они обязательно покажут свои способности и принесут новые, неожиданные плоды вашего труда!!
Гатиятуллин Ильдус
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:59

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 31 янв 2013, 07:25

Здравствуйте!
Мы - то с Вами знаем, что каждый одаренный ребенок – индивидуальность,требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
И на моем жизненном пути был один случай, когда мальчик на городских соревнованиях выступал только в петерке, а когда тренер оказал ему доверие и выбрал именно его для участия в республиканских соревнованиях. Мальчик, что называется "выстрелил", и занял I место среди всех участников республиканских соревнованиях, хотя никто не видел в нем никакой одаренности. Вот так порой вера в ребенка способна разбудить в нем определенные способности!!!
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Лихачева Наталья » 31 янв 2013, 07:14

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Мы решили разобраться, в чем же залог успеха для дальнейшего развития одаренности в детях, и выявили, что для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.
Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.
Я считаю, что следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы дополнительного образования:
- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;
- укрепление здоровья;
- коммуникативные и иные тренинги.
Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
2. Формирование внутренней мотивации.
3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
5. Рефлексия.
6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
8. Интегративный подход.
На личном опыте я убедилась, что придерживаясь данных технологий развитие способностей одаренных детей движется по аплитуде возрастания.
Лихачева Наталья
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:05

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 31 янв 2013, 05:39

Основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
Деятельность педагога дополнительного образования по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога дополнительного образования: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 31 янв 2013, 05:38

Я согласна с "ilnar"
Что среди педагогов лишь единицы способны работать с одаренным ребенком. И это зависит не от профессиональных умений учителя, а часто от его психологической готовности к такой работе, вот по этому педагог работающий с такой категорией детей долженопираться на следующие идеи, как мне кажется:
- способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
- в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 31 янв 2013, 05:31

В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить ....(Шалва Амонашвили)
Основной идеей при работе по выявлению и развитию одаренных детей необходимо объединение усилий педагогов дополнительного образования, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Сафронова Наталия » 31 янв 2013, 05:23

Здравствуйте!
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Эти материалы должны строиться на следующих психологических и дидактических принципах:
1. Принцип проблемности.
2. Принцип открытости.
3. Принцип исторического реализма.
4. Принцип индивидуальности.
5. Принцип исследовательского подхода.
Данные программы должны учитывать хотя бы пять основных этапов творческого акта:
1. Исследовательская активность.
2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).
Сафронова Наталия
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 11:03

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 31 янв 2013, 05:23

В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к детям используется термин "одаренные". Это очень ценная и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, на практике - обратная картина. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойствееные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гатиятуллин Ильдус » 31 янв 2013, 05:19

Здравствуйте! Я работаю педагогом дополнительного образования, и могу точно сказать, что дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
У меня в группе 15 ребятишек и уже после года занятий, я уверенно делаю ставку на достижения детей, у которых заметно проявление одаренности. К ним у меня особый подход - другие требования. У остальных же детей я стараюсь развивать способности, чтобы и они смогли выступать на соревнованиях достойно. Я работаю уже не первый год и сделал вывод, что одаренным детям легче дается возможность к победе, но и обычные ребята не отстают от них, если в них постараться развивать качества, ведущие к победе. Я делаю вывод, что большой вклад в развитие одаренности вносит педагог.
Гатиятуллин Ильдус
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:59

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ильясова Гузель » 31 янв 2013, 05:15

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с одаренными, мы не просто преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей.Свободное продвижение в науке требует напряженной самостоятельной работы вне школы. Поэтому одаренному нельзя сказать: «Это программа 11-го класса, мы будем заниматься этим через год или два».
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Прежде всего он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной. Готовы ли мы к этому?
Ильясова Гузель
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 16:12

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0