Каткова Т.Л. и Жедик Г.В.
Наше ж мнение таково, что одаренность можно развить в каждом, а яркий талант, пожалуй, дается от рождения не всем.Одаренность проявляется в результатах труда по некоторым видам деятельности, как правило, выше среднего уровня достижений. У детей одаренность обнаруживается в самодеятельных занятиях, например, родители могут заметить, что их отпрыск много времени уделяет рисованию. Причем в других направлениях равноценной активности за ним не замечается. Как правило, в той сфере, которая так привлекает ребенка, он проявляет повышенный интерес, чувствительность к каким-либо аспектам: цветам, звукам, моделям.. И, конечно, поражает своими стремлениями в достижении результатов. Нередко бывает так, что даже преподаватели в школе не знают о способностях ребенка. Одаренные дети часто не афишируют, что могут что-то делать лучше других.
Что интересно, не каждый ребенок сохранит одаренность при себе до момента взросления. Дело в том, что под влиянием социальной среды, условий существования возможно и угасание заложенного потенциала. Бывает и так, что кто-то наделен даром, но не может его проявить в связи с тем, что просто не сталкивается с нужным видом деятельности. Наклонности могут обнаруживаться в определенные возрастные этапы. Например, дошкольники с большой степенью вероятности склонны к овладеванию языками, к этому же периоду можно отнести явную тягу к музыке и т.д.
Талант же - скорее уникальная данность, которая дается от рождения. Но талант требует "огранки". Т.е. ребенку талантливому необходимо осваивать техники мастерства, а иначе как. Иначе талант будет "зарыт в землю", если его игнорировать, не давать развиваться.