Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 31 янв 2013, 05:10

Здравствуйте дорогие коллеги! Доброго времени суток вам!
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации.Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь,развить ростки необычных способностей. Дети,превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии,получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 31 янв 2013, 05:01

Мы с сотрудниками Станции туризма нашего города решили определить кто же они такие – одарённые дети?
По определению одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.
Наблюдая за одаренными детьми наших кружковых объединений, мы пришли к выводу, что к положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Одаренных детей много не бывает, но чаще всего одаренные дети не останавливаются только на учебных программах – они ищут себя в различной деятельности, таким образом они попадают в учреждения дополнительного образования, т. е. к нам с вами, а наша задача удержать их и помочь им в развитии их талантов, так что дерзайте уважаемые педагоги дополнительного образования!
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 30 янв 2013, 20:13

Каткова Т.Л. и Жедик Г.В.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому мы постоянно учимся, совершенствуем свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Добиваемся того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаем к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Мы понимаем, что несем ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому мы следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 30 янв 2013, 20:09

Каткова Т.Л. и Жедик Г.В.
Добрый вечер, уважаемые коллеги! О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является ОС «Школа 2100», разделяющая принципиальные положения, разработанные в свое время Элькониным, Давыдовым, Занковым; готовящая школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности, направленной на одаренных детей. И мы, учителя, работающие по системе «Школа 2100», призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Захарова Лидия » 30 янв 2013, 18:20

Решение проблемы развития одаренности детей в условиях интеграции основного и дополнительного образования мы видим в тесном сотрудничестве педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, выходе на интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, в проведении комплексных занятий, учебных проектов, дискуссионных технологий, предметных технологий, игр, что предусматривает самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся непосредственно под руководством учителя и продолжение обучения в рамках учебного занятия в процессе реализации дополнительной образовательной программы, как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности. В рамках внедрения ФГОС большую часть часов, отведенных для внеурочной деятельности первоклассников, смогут вести педагоги дополнительного образования.
Захарова Лидия
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 18:03

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нурия » 30 янв 2013, 17:18

Добрый вечер! Уважаемые коллеги!
Наверное, неслучайно в новой федеральной образовательной политике одним из ключевых направлений развития современной школы стала система поддержки талантливых детей.
Новыми стандартами через увеличение роли внеурочной деятельности в образовательном процессе признано, что школа не должна быть и не является сегодня единственной средой для подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Такой средой также сегодня является система дополнительного образования детей, которая способна обеспечить одаренному ребенку системную и методичную, профессионально грамотную поддержку его одаренности на всех этапах: открытие, развитие и успех.
Дополнительное образование в системе государственного образования является совершенно особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для работы с детьми, в которых заложены особые способности, средой, обеспечивающей непрерывность процесса педагогической поддержки и развития детской одаренности.
При этом образовательный процесс каждого уровня выстраивается с учетом возрастных и целевых особенностей его участников, а главной гарантией успеха становится максимальное использование методологических ресурсов дополнительного образования детей.
Сегодня система дополнительного образования накопила большой опыт работы студий раннего развития как одного из возможных и наиболее, как показывает практика, оптимальных вариантов контролируемого и целенаправленного процесса развития ребенка на ранних возрастных этапах в условиях многообразия предлагаемых занятий.
Нурия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 04:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ильнур Гайсович » 30 янв 2013, 17:08

Работать с одаренными детьми с одной стороны сложнее, потому что они более требовательны, внимательны, у них никогда не заканчиваются вопросы, и это накладывает на учителя дополнительную ответственность и заставляет развиваться самому. С другой же стороны работать с ними интереснее, иногда им достаточно только показать интересную задачу, и они тут же с азартом принимаются ее решать, их не нужно долго уговаривать и мотивировать.
Ильнур Гайсович
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 17:55

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Феоктистова О.И. » 30 янв 2013, 16:54

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Учитель должен быть: увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Феоктистова О.И.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 16:30

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Занкина » 30 янв 2013, 16:49

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений.
Занкина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 13:06

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Занкина » 30 янв 2013, 16:39

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений.
Занкина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 13:06

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0