Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Зотова Татьяна » 30 янв 2013, 16:19

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы), использование различных видов мышления (дивергентное - множество ответов на поставленную задачу), стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Уровень сотрудничества в учебной деятельности - актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побуди¬тельного стимула к учению. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
"Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод."
В. А. Сухомлинский
Зотова Татьяна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 14:52

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение ilnar » 30 янв 2013, 14:21

Среди педагогов лишь единицы способны работать с одаренным ребенком. И это зависит не от профессиональных умений учителя, а часто от его психологической готовности к такой работе. Конечно, легче работать с детьми, которые по своему развитию находятся на одном уровне. Организацию работы с одаренным ребенком можно сравнить с организацией работы с ребенком-инвалидом. И у тех, и у других детей возникают проблемы с социализацией. Практически у всех детей не складываются отношения со сверстниками. Мне кажется, необходимо организовывать обучающие тренинги для педагогов по работе с одаренным ребенком.
ilnar
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 13:02

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение zilya_hasan » 30 янв 2013, 13:24

Работа с одаренными детьми проводится через:
а) учебную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности,
б) внеклассную работу
в) научное общество учащихся (далее НОУ),
г) олимпиады, конкурсы, соревнования,
д) систему дополнительного образования (факультативы, кружки).

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады (школьные и районные). Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НОУ, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Хорошие достижения учащиеся нашей школы показывают на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников, на Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по предметам.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Инга » 30 янв 2013, 13:19

Как говорил Сухомлинский, одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Инга
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:20

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Кочергина О.Б. » 30 янв 2013, 12:52

Своевременное выявление одаренности - важный и ответственный момент. И конечно же этим должны заниматься специалисты. Родители или школьные учителя, заметив способности, наклонности ребенка должны посоветовать родителям обратиться к "узким специалистам", которые точно могут определить потенциал ребенка. И главное, чтобы у ребенка было желание, мотивация развиваться в каком-то направлении.
Кочергина О.Б.
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 14:51

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Зиля Нагаева » 30 янв 2013, 12:50

В массовом сознании- особенно педагогическом - работа классного руководителя прежде всего ассоциируется с "трудными" детьми, теми, кто испытывает различные социальные и психологичесие трудности в обучении, социализации. Реже вспоминают о педагогически успешных детях, но внутренне имеющих тревожность, замкнутость. Что сегодня может сделать классный руководитель в плане понимания проблем одаренного ребенка и организации с ним реальной практической работы? С одаренностью конкретного ребенка классный руководитель встречается в двух ипостасях: одаренность как успешность и одаренность как проблема ребенка. Рассмотрим оба варианта.
Благополучный одаренный ребенок успешен, он активно продвигается вперед, приспособился к образовательному пространству.Но тем не менее классный руководитель должен учитывать и рекомендовать родителям успешного ребенка контроль за нервно-физической нагрузкой ребенка, зная, что перегрузки опасны. Во-вторых, очень важно, чтобы взрослые "не эксплуатировали" частные способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрасным потребностям. Необходимо ориентировать родителей на целостное развитие ребенка.
Одаренность как проблема ребенка является состоянием его личности, может быть проблемой в обучении, общении, в личностном состоянии.Основная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с родителями и педагогами.Это, прежде всего, консультативная помощь в создании удовлетворяющей для него образовательной среды; на организацию социальной жизни одаренного ребенка. продумать ряд шагов , которые помогли бы включиться в классный коллектив. Особая задача - формирование у одноклассников адекватного представления о его способностях, позитивное принятие одаренного ребенка. Еще одно направление - оказание специальной психологической помощи ребенку.
Зиля Нагаева
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 06:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Валиева » 30 янв 2013, 11:58

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Выделяют следующие виды одаренности: творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
• индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
• работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
• очно-заочные школы;
• каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
• система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
• детские научно-практические конференции и семинары.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.
http://www.odardeti.ru -предлагаю посетить
Валиева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 14 сен 2012, 09:53

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение zilya_hasan » 30 янв 2013, 11:41

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей наряду с усвоением знаний во всех предметных областях является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Галямова К.В, » 30 янв 2013, 07:02

Инесса Левина писал(а): Чтобы выстраивать индивидуальную траекторию одаренного ребенка, необходимо знать интересы и желания самого ребенка.Вряд ли можно добиться успехов , если просто организовать посещение учащимися дополнительных занятий и секций после уроков.Важно предоставлять детям свободу выбора и возможность участвовать в общественной жизни , выражать свое мнение.В своей практике я предоставляю своим ученикам проводить мероприятия по их сценариям, принимать участие тогда, когда они считают это нужным.

Полностью согласна. И чтобы добиться наибольшего эффекта в своей практике всегда использую методику КТД: сами придумываем, сами ставим цели, планируем, ищем ресурсы, проводим, анализируем. Взрослый здесь - лишь помощник, но не организатор или инициатор. Конечно, гораздо быстрее и проще педагогу самому придумать-организовать-провести, но какой практический опыт в таком случае останется у детей? Самое неприятное, что существуют такие преподаватели которым больше важна "красивая картинка" и количество "хорошо продуманных" шаблонных мероприятий, а не инициатива и детское творчество.
Для коллективного планирования очень часто пользуюсь технологиче "Матрица": сначала каждый пишет на листе по 5 дел, которые ему интересны и он бы хотел, чтобы они были проведены, затем все объединяются по парам и из десяти выбирают только 5 идей, затем объединяются в четверки и т.д., пока не образуется несколько больших команд. Затем каждая команда делится на микрогруппы по интересами и разрабатывает(создает проект) одну из предложенных идей.
Галямова К.В,
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 03:42

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ирина Михайловна » 29 янв 2013, 17:22

Добрый вечер! Для работы с одаренными детьми педагогу необходимы:
- общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику)
- личностные качества: чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, энтузиазм, энергичность, высокий интеллект, уверенность в себе, иметь творческое нетрадиционное личное мировоззрение.
Мы не должны забывать, что одаренные дети, как и все остальные нуждаются в доброжелательности при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить! Кэрол Тэкэкс в книге « Счастливые родители одаренных детей» предлагает следующие рекомендации по работе с одаренными детьми:
1. Учителю не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.
2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.
3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.
4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.
Ирина Михайловна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 15:15

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1