Сорокина Ольга » 30 янв 2013, 11:46
Уважаемые коллеги! Мне кажется, что говорить об избранных 4% одаренных детей не совсем верно. Селекция и педагогика - две вещи не совместимые. Я думаю, что весь вопрос в том, что есть дети, с которыми работать легко, а есть другие - ничуть не хуже, но требующие долгой, кропотливой работы, не гарантирующей результата. И мы, слишком занятые, выбираем путь наименьшего сопротивления. В этом я убедилась в ходе научно-исследовательской работы с детьми. Первый опыт родился случайно: на проектом стали работать друзья, причем один из них всеми (и мной тоже) считался слишком слабым, и ставка всегда делалалась на "отличника". Но уже на второй год нашей работы (а каждый год мы создавали новый проект или научно-исследовательскую работу, и все они призовые) вклад ребят сравнялся. К третьему году Ванечка, бывший "слабый", часто стал играть роль первой скрипки. Поэтому я теперь принципиально беру ребят с 5 класса (а если можно, то и раньше) и работаю до самого выпуска. С некоторыми поддерживаем связь и после окончания школы. Теперь я принципиально не тороплюсь приглашать ребят для работы. Пусть они присмотрятся ко мне. Много позже я зайду в класс с вопросом: "Кто хочет со мной работать?" За это время коллеги уже "разобрали" всех "перспективных отличников". Но даже я расстерялась, когда в прошлом году поднял руку Алеша К. Какая уж тут НИР, если мальчишка читает 36 слов в минуту, а в слове из 3-х букв делает 4 ошибки?! Но отказать не смогла. Пару он выбрал себе сам - Славу Т. И я вздохнула свободнее, так как Слава - мальчик способный, хотя и не избалованный мыслями о собственной исключительности. Однако Алеша не пропустил ни одной нашей встречи, каждое утро рапортовал, сколько страниц повести прочитал, всегда выполнял данное задание. А когда пришло время готовиться к защите, то читал везде и всем: мне и ребятам на перемене, маме на кухне, папе, мешая смотреть футбол. А во время защиты он просто блистал: его ответы были точны и оригинальны, а когда члены жюри задали каверзный вопрос, то он с удивленным неодумением: "Как же вы не понимаете?!" - стал чертить опорные схемы, объясняя все сложности в нашей работе "Роль хронотопа в повести В.Крапивина "Самолет по имени Сережка".
В перерыве к нам подходили коллеги с комплиментами: "Какой у Вас новый интересный мальчик! Отличник, наверное?!"
А мои мальчишки просто улыбались в ответ. Кстати, ту районную юниорскую НПК выиграл восьмиклассник с большим опытом участия в таких конференциях. Алеша и Слава получили дипломы 2 степени. Сейчас Алеша - один из самых активных ребят на уроке, у него появилась уверенность в себе, он часто удивляет меня оригинальностью своих ответов.
Но исследовательская работа - это только малая часть нашей работы. Я считаю, что главное в развитии ученика все же должно происходить на уроке. Поэтому использую проблемно-диалоговое обучение - технологию, которая позволяет развивать способности каждого ученика без преувеличения. Об этом как раз рассказывается в статье, отправленной на адрес педсовета.