Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Захарова Лидия » 30 янв 2013, 17:44

Одаренность по своей сущности — явление целостное и многостороннее. Она имеет анатомо-физиологическое основание, определенную организацию и строение мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. В структуре одаренности важное место занимает эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты. Они стимулируют деятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта.
Захарова Лидия
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 18:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение usupa71@mail.ru » 30 янв 2013, 16:32

Я пять лет подряд выпускаю 11 класс, т.е. готовлю их к ЕГЭ. Но это не говорит, что я творчески не работаю с детьми. И есть такие учащиеся, с которыми хочется работать. Понятно, что все дети не могут быть одаренными. Во- первых, нужно их выявлять, увидеть. А в дальнейшем работать. Способов выявления немало.
В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
подготовка презентаций;
создание и защита проектов по теме исследования;
организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
На уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой. Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. Это фотографии, сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы нашего посёлка, нашего края. Эта презентация сопровождается музыкой.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь учителя в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение usupa71@mail.ru » 30 янв 2013, 16:20

Хотя здесҗмногие педагоги сетуют на ЕГЭ, но мы не можем отрицать, что работа с одаренными ведется. Работа с одаренными детьми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по предметам.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренные программным материалом, произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Золотое Руно», «КИТ» формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во второй половине дня.
Учителя школы считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.
Наши обучающиеся в этом учебном году успешно выступали на районных научно-практических конференциях и предметных олимпиадах различного уровня. Этому способствует выстроенная в школе система подготовки учащихся к научно-практической и интеллектуальной работе.
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Сорокина Ольга » 30 янв 2013, 11:46

Уважаемые коллеги! Мне кажется, что говорить об избранных 4% одаренных детей не совсем верно. Селекция и педагогика - две вещи не совместимые. Я думаю, что весь вопрос в том, что есть дети, с которыми работать легко, а есть другие - ничуть не хуже, но требующие долгой, кропотливой работы, не гарантирующей результата. И мы, слишком занятые, выбираем путь наименьшего сопротивления. В этом я убедилась в ходе научно-исследовательской работы с детьми. Первый опыт родился случайно: на проектом стали работать друзья, причем один из них всеми (и мной тоже) считался слишком слабым, и ставка всегда делалалась на "отличника". Но уже на второй год нашей работы (а каждый год мы создавали новый проект или научно-исследовательскую работу, и все они призовые) вклад ребят сравнялся. К третьему году Ванечка, бывший "слабый", часто стал играть роль первой скрипки. Поэтому я теперь принципиально беру ребят с 5 класса (а если можно, то и раньше) и работаю до самого выпуска. С некоторыми поддерживаем связь и после окончания школы. Теперь я принципиально не тороплюсь приглашать ребят для работы. Пусть они присмотрятся ко мне. Много позже я зайду в класс с вопросом: "Кто хочет со мной работать?" За это время коллеги уже "разобрали" всех "перспективных отличников". Но даже я расстерялась, когда в прошлом году поднял руку Алеша К. Какая уж тут НИР, если мальчишка читает 36 слов в минуту, а в слове из 3-х букв делает 4 ошибки?! Но отказать не смогла. Пару он выбрал себе сам - Славу Т. И я вздохнула свободнее, так как Слава - мальчик способный, хотя и не избалованный мыслями о собственной исключительности. Однако Алеша не пропустил ни одной нашей встречи, каждое утро рапортовал, сколько страниц повести прочитал, всегда выполнял данное задание. А когда пришло время готовиться к защите, то читал везде и всем: мне и ребятам на перемене, маме на кухне, папе, мешая смотреть футбол. А во время защиты он просто блистал: его ответы были точны и оригинальны, а когда члены жюри задали каверзный вопрос, то он с удивленным неодумением: "Как же вы не понимаете?!" - стал чертить опорные схемы, объясняя все сложности в нашей работе "Роль хронотопа в повести В.Крапивина "Самолет по имени Сережка".
В перерыве к нам подходили коллеги с комплиментами: "Какой у Вас новый интересный мальчик! Отличник, наверное?!"
А мои мальчишки просто улыбались в ответ. Кстати, ту районную юниорскую НПК выиграл восьмиклассник с большим опытом участия в таких конференциях. Алеша и Слава получили дипломы 2 степени. Сейчас Алеша - один из самых активных ребят на уроке, у него появилась уверенность в себе, он часто удивляет меня оригинальностью своих ответов.
Но исследовательская работа - это только малая часть нашей работы. Я считаю, что главное в развитии ученика все же должно происходить на уроке. Поэтому использую проблемно-диалоговое обучение - технологию, которая позволяет развивать способности каждого ученика без преувеличения. Об этом как раз рассказывается в статье, отправленной на адрес педсовета.
Сорокина Ольга
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 12:26

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльвира Рифовна » 30 янв 2013, 09:12

Всем известно, что музыкальных и художественных школ в избытке, а вот про филологические не приходилось слышать. Редкой стала и традиция проведения творческих вечеров с известными писателями, поэтами, журналистами, работниками редакций - теми людьми, которые несут изящное художественное слово в народ. Что уж говорить, если не литературная, а разговорная, подчас даже и жаргонная, лексика все больше становится доминирующей в средствах массовой информации, в речи медийных лиц, руководителей. Подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ отнимает львиную долю времени и сил учителя-словесника, не оставляя порой места для организации детских творческих объединений, которые собирали бы под крыло творческих единомышленников, направляли поток их фантазии и вдохновения в нужное русло, обеспечивая необходимое для таких детей общение и, конечно, совместную работу со словом в самых различных областях.
Эльвира Рифовна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 30 янв 2013, 08:12

У каждого учителя складывается своя система работы с одаренными детьми. Я, например, стараюсь давать им индивидуальные задания, с каждым работать индивидуально, постепенно развивая дар слова. Сначала это мини - сочинения о том, что они наблюдают, о близких людях, о животных, о природе, а затем постепенно дети осваивают репортажи, очерки, сказки, рассказы, загадки. Наиболее удачные работы размещаем в альманахе "Наше творчество", привлекаю к участию в различных конкурсах. Так, Жармухаметова Алина, Давлетбакова Линия стали победителями конкурса - фестиваля детского литературного творчества, краеведения и журналистики "Ступени"
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Зиля Нагаева » 30 янв 2013, 08:02

В развитии филологической одаренности детей огромную роль могут сыграть театральные постановки произведений литературы. Вспоминается недавнее прошлое, когда практически во всех школах работали театральные кружки, был настоящий театральный бум. Какие ставили спектакли! И классиков, и произведения современных авторов. Сейчас наблюдается досадное затишье. Сейчас современному подростку необходимы театральные постановки как лекарство от так называемого массового искусства, от социальных сетей. Очень полезно смотреть хорошие спектакли, но еще полезнее участвовать в них. Здесь и воспитание нравственности, и любовь к языку и литературе, и развитие театральных способностей детей, и помощь в подготовке к ЕГЭ.
Зиля Нагаева
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 06:57

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Зидымышева » 30 янв 2013, 04:20

Здравствуйте! Огромное спасибо тем, кто неравнодушен к судьбе талантливых детей, а значит, и к его родителям, учителям.
В деревенских школах существует проблема убывания количества таких детей, поскольку образованная молодежь старается переехать в город. Поэтому в классах одаренных детей все меньше, и приходится больше усилия прилагать на обучение большинства, ведь им тоже предстоит сдавать экзамены. Но и с одаренными детьми, несомненно, стараешься, как можешь, работать, они не должны сидеть на месте, а развиваться, и мы, учителя, должны им в этом помогать. Благо, что теперь не надо ездить куда-то за методической литературой, сел за компьютер, зашел в Интернет, нашел много полезного и нужного.
Зидымышева
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 04:14

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение usupa71@mail.ru » 29 янв 2013, 16:16

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все- таки показывает, что не все дети, даже на первоначальном этапе могут в одинаковой степени анализировать и систематизировать материал. Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной школы. Сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Поэтому нужно использовать личностно- ориентированный подход в обучении. Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на урочную деятельность (проекты, нетрадиционные уроки,самотоятельная работа, работа в группе) и внеурочную деятельность (предметные недели. научно- практические конференции, олимпиады, участие в конкурсах и т.д.). Все эти перечисленные виды деятельности широко используются коллективом учителей нашей школы (МОБУ СОШ д. Ялангачево) и имеют свои результаты. Многие учащиеся нашей школы (ИрбулдинаЛ., Акмуллина Р., Юсупова А.,Галиханов А., Закирзянова Л. и др.) призеры районных, республиканских, региональных конкурсов, олимпиад.
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 29 янв 2013, 14:15

Нельзя не согласиться с вышесказанным. Но успешная сдача ЕГЭ не должно стать единственной целью учителя. От того, насколько ребёнок заинтересован предметом, думаю, и зависит конечный результат. Поэтому задача педагога должна заключаться, прежде всего, в привитии интереса к своему предмету. Школа - часто единственное место, где ребёнок может проявить себя. Особенно в сельской местности, где не всегда есть дополнительные возможности для развития каких-либо способностей детей. Считаю, что именно от нас, педагогов, зависит, насколько будет развиваться талант ребёнка. Несомненно, сам педагог должен быть увлечён своим предметом, заинтересован в развитии способностей детей. Не жалеть своих сил, времени.
Работу по выявлению и поддержке одарённых детей надо начинать с младших классов. А в среднем звене уже искать такие пути и возможности для проявления своих талантов, чтобы сам ребёнок поверил в себя и свои возможности. Для этого организовывать различные конкурсы, выставки, викторины и т.д., пусть даже незначительные: на уровне класса, параллели, школы. Главное – чтобы ребёнок поверил в себя и в свои возможности.
Часто можно наблюдать такую картину, когда после неудачного выступления (нет призового места) на научно-практической конференции, олимпиаде, творческом конкурсе у детей, да и у педагога, пропадает желание дальнейшей работы в этом направлении. Это главная ошибка. Именно педагог должен верить в силы своего ученика и поддержать его, помочь. Это дополнительная нагрузка для педагога, чаще бесплатная, но так можно заинтересовать детей предметом и добиться положительного конечного результата.
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0