Малинка » 28 янв 2013, 20:13
Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, один из важнейших как в воспитательном отношении, так с точки зрения чисто учебной – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста.
Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности
Если в душу ребенка заложена песня матери - колыбельная, то этот ребенок никогда не разлучится со своими истоками народных традиций. Поэтому с раннего возраста нужно воспитывать ребенка на основе родных мелодий, народного творчества, национального фольклора. Например, в начальных классах в мир музыки школьники входят через детский фольклор, башкирские народные песни, народные игры, праздники. В дальнейшем все это усложняется, и детям дают слушать композиторские произведения и песни. Башкирские народные песни воспитывали и воспитывают у ребенка любовь к Родине, родным, родителям, друзьям, любовь к природе и конечно – уважение к другим народам. В начальных классах при изучении башкирских частушек параллельно знакомятся с движениями башкирских народных танцев. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В дальнейшем ребенок сам, услышав национальные мелодии, наигрыши, начинает щелкать пальцами, отплясывать ногами – это доказывает, что ребенок эмоционально воспринимает родные напевы.В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
Я считаю, что сегодня важно вернуться к истокам и традициям национальной культуры всем без исключения, так как необходимо научить детей в музыке «говорить» «думать» на своём родном языке. Прежде чем они «придут» своим слухом к мировой классической и современной музыке, они должны освоить фольклор своего народа и народов данного региона наряду с профессиональной национальной музыкой. Такой подход явится надёжной основой музыкального воспитания подрастающего поколения, формирования его личностных качеств, подготовки к жизни в современных этнокультурных и социоусловиях.