Педагогика

Модераторы: Халикова Л.Р., Ижбулатова Э.А., Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Педагогика туризм

Сообщение Нигматуллина г.с » 06 фев 2012, 09:44

В педагогической деятельности самодеятельный туризм должен быть использован, как внеклассная форма занятий.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
В туристко-краеведческой деятельности необходимо использовать 3 направления: воспитательное, образовательное и оздоровительное.
1. Образовательное направление имеет познавательный характер. Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству и далее к другим странам. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и развития интереса детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа — это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы.
Программу образовательного направления туристско-краеведческой деятельности необходимо связывать с темами географии и биологии, истории и другими предметами. Такая связь дает широкие возможности дополнить, углубить учебно-образовательный и оздоровительный недостаток в изучении школьных предметов.
Любая тема уроков географии, биологии может быть успешно усвоена, когда она дополнена реальными картинами окружающего мира, а не загнана в классно-урочную систему и строится, как все остальные предметы, в стенах школы. Мой небольшой опыт туристско-краеведческой деятельности подтверждает это. Как только работа начинает строиться в процессе внешкольной деятельности, куда включаются родители учащихся, картина меняется. В этом случае каждый учащийся с помощью родителя и учителя заранее подготовлен к восприятию объектов природы и сам участвует в образовательном процессе. Такое практическое усвоение курса географии дает значительный эффект. А туризм выступает как важная форма нравственного, трудового, физического воспитания на основе развития самодеятельности и самоуправления, формирования активной жизненной позиции участников похода.
2.Воспитательное направление туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений. В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.
В области трудового воспитания — это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лени, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами.
В области нравственного воспитания – это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.
В области физического воспитания — это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное — комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.
Опыт работы с учащимися показал, что подростки и даже юноши лучше воспринимают законы нравственного поведения, если они «оформлены» в виде законов, правил, заповедей, в виде кодекса их поведения. Причем введение этих законов, норм и заповедей должно идти постепенно по решению самих ребят, которые этот кодекс чести сами и создают.
В туристской прогулке или экскурсии на природу, когда тишина леса, красота тропинки, поляны умиротворяют возбужденного школой, семьей, двором ребенка, значительно легче осуществлять любое воспитательное воздействие.
Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.
Например: перед выходом в поход поставить перед ребятами следующие задачи: проследите за своей речью, особенно за обращениями друг к другу, чтобы не фигурировали грубые слова, чтобы вы называли друг друга только по именам, а не по фамилиям.
3.И, наконец, самый любимый учащимися, оздоровительное направление туристской деятельности. Оздоровительное направление включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. Во время привалов изучение азов туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков.
Учащиеся, посещающие секцию «Туризм» не пропускают уроки, более выносливы, реже подвергаются различным заболеваниям. Родители довольны тем, что туризм решает проблему занятости детей, одобряют выбор своих детей, принимают участие в организации походов. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.
Нигматуллина г.с
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 11:31

Re: Педагогика

Сообщение pgp83 » 06 фев 2012, 09:42

Исследовательская деятельность учащихся в области своего здоровья, а затем отчёт перед всеми обучающимися дают мощный положительный эффект.
pgp83
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 14:21

Re: Педагогика туризм

Сообщение Нигматуллина г.с » 06 фев 2012, 09:41

ТКД проводится с учетом характера природных условий своей местности и способствует:
1. Пониманию учащимися окружающей природной среды и природных ресурсов как необходимого условия в создании и развитии материального производства, сущности проблемы охраны природы и своей роли в решении этой проблемы.
2. Овладение учащимися умениями и навыками географического и общеобразовательного содержания: ориентирование на местности, составление плана, наблюдение за природными явлениями и процессами, составление физико-географических характеристик территорий, чтение и составление картосхем, выбор места лагеря, установка палатки, правил разжигания костра, проведение вычислительно – измерительных работ при помощи учебных приборов.
3. Организации общественно полезной работы школьников, связанной с мероприятиями по охране природы родного края.
Походы и экскурсии способствуют развитию чувства дружбы и товарищества между учащимися, взаимопомощи, осознанию ими своего общественного долга, приучают учащихся работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Нигматуллина г.с
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 11:31

Re: Педагогика туризм

Сообщение Нигматуллина г.с » 06 фев 2012, 09:39

Туристко - краеведческая деятельность - имеет образовательно – воспитательное значение в активизации учебно – познавательного процесса. Активизация учебно-познавательной работы – это совершенствование организационных форм и методов учебно - воспитательной работы, направленной на усиление активной познавательной и практической деятельности учащихся, которое направлено не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности, как качеств личности учащихся.
Нигматуллина г.с
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 11:31

Re: Педагогика

Сообщение Мещевцева Эльвира » 06 фев 2012, 05:02

В формирования учебных и общеучебных умений учащихся огромную роль занимает исследовательская деятельность. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. При этом использовались следующие формы работы:
Консультации по темам:
• «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
• «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
• «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
• «Разработка календарно-тематического планирования с включением дополнительных разделов в воспитательно-образовательный процесс»;
• «Разработка групповых и коллективных проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
• «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Внедренные проекты в работе с кадрами:
• «Авторский Мастер-класс. «Развитие профессиональной компетентности ПДО, направленной на успешную социализацию воспитанников»;
• проекты моделей образовательного пространства объединений (педагогов, работающих в эксперименте);
• социальный проект «Сделай мир добрей и краше» (педагоги и воспитанники соц-пед отдела);
• проект духовно-нравственного воспитания «Пространство созидающего разума» (педагоги и воспитанники изо-прикладного отдела).
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, и позволил определить задачи обучения: сформировать предпосылки предметных и ключевых компетенций в соответствии с современными требованиями Стандарта 2 поколения.
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Педагогика

Сообщение damira.kutueva » 06 фев 2012, 05:01

Наша « Школа здоровья» с целью формирования у школьников убежденности в необходимости ведения здорового, трезвого образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдений необходимого режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, употребление спиртных напитков, наркомания и токсикомания, самолечение), учить подростков искусству быть здоровым. Разъясняя здоровый образ жизни, как систему поведения человека, включающую физическую культуру, как культуру движения, культуру питания без употребления алкоголя и наркотиков; творческую активность; периодическую смену ближайшего окружения; полноценную семейную жизнь; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе проводим научно- исследовательские работы.
2006 году Правлением Общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета», наша школа награждена Грамотой за активное участие в Международном детском экологическом форуме «Зеленая планета-2006».
2007 году Правлением Общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета» наша Арслановская школа награждена грамотой за активное участие во Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета 2007».
Знакомство со знакомыми вопросами: о физическом самочувствии и физическом самопознании и самовоспитании - это фундамент, на котором «выстраивает» человек сам себя: и свое здоровье, и свои нравственные и моральные качества, и свои социальные позиции и связи. В первую очередь даем информацию на такие темы: «Азбука здоровья», «Твой организм и среда», «Что такое здоровье». Помогаем осознать, как уникален и хрупок организм человека и как важно беречь его с самых ранних лет. А затем даем полезные советы: как принимать воздушные ванны, закаливаться, правильно питаться, ухаживать за зубами и кожей, снять эмоциональное напряжение с помощью аутогенной тренировки.
Формируя навыки умения вести, здоровый образ жизни - признак человека, его образованности, настойчивости и воли проводим устные журналы: «Твое здоровье в твоих руках», «Расплата за легкомыслие»; «Факторы здоровья», учим учащихся четко, различать отдых и развлечения: убеждая, что шумные компании, вечеринки, танцы, посещение кино могут служить целям развлечения, но они не могут дать всего того, что дает спокойное общение с природой. Общение с природой пробуждает у детей и другие глубокие чувства.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к себе воспитываем с раннего детства в семье.

«Так, постепенно, на экологической тропе знаний с юных лет созревает экологическое мышление. Возможно, экологические семьи - это и есть
прообраз культурной семьи будущего, в которой будет воспитываться че¬ловек и
гражданин России и всей планеты!» Б.Н. Павлов .Уфа 2003 г.
Межрегиональный Интернет педсовет Форум Кафедра Центр мониторинга качества образования
Тема: Модель учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
damira.kutueva
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:40
Откуда: Буздякский район с.Арслан

Re: Педагогика

Сообщение Мещевцева Эльвира » 06 фев 2012, 04:20

В ДДТ «Юлдаш» педагогическое сопровождение развития социальной компетентности в образовательной среде основано на концепции “развивающего образования”. Развитие организовано как активный созидательный процесс, который ребенок осуществляет в сотрудничестве со взрослыми и ориентировано на личностно-деятельностный и диалогический подходы.
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Педагогика

Сообщение Мещевцева Эльвира » 06 фев 2012, 04:16

Создание условий для достижения целей социально-культурной деятельности является нашей основной задачей.Активное использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе позволяет системе совершенствоваться, повышая эффективность обучения, воспитания и социализации обучающихся ДДТ «Юлдаш».
Условиями осуществления проекта воспитательной системы "Дом детского творчества как модель жизненного пространства личности" следует считать подготовленность и компетентность педагогического коллектива ДДТ в области социализации воспитанников, что повлияло на разработку и внедрение авторских программ, основанных на модели социального воспитания.
Четкая организация воспитательной работы учреждения обеспечивается новой структурно-организационной моделью ДДТ.
Технологию проектного обучения педагоги используют как для поддержки образовательного процесса, развития и стимуляции мотивации обучающихся к освоению новых знаний и умений, так и для создания открытости процессов, происходящих в учреждении через коллективную социально-культурную деятельность.
Таким образом, на сегодняшний день, умение использовать методы проектной и коллективной деятельности во многом определяют жизненный успех выпускника учреждения дополнительного образования. Особенно это важно для детей социально незащищенных слоев, так как формирование ключевых компетенций и освоение профессии в сфере «человек-человек» способствует росту их конкурентноспособности на рынке труда.
Мещевцева Эльвира
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:47

Re: Педагогика

Сообщение Ижбулатова Э.А. » 05 фев 2012, 17:33

Дорогие коллеги!
Благодарю всех за интересное общение.
Всем желаю творческих успехов и позитивного отношения к жизни. :) :) :)
Напоминаю о возможности дальнейшего общения в разделе "Межкурсовое сопровождение" и
30.03.2012 г. на Всероссийской научно-практической конференции "Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы" уже в очной форме (информация на сайте ГАОУ ДПО ИРО РБ в новостях).
С уважением, Эльвира Альбертовна.
Ижбулатова Э.А.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 08:40

Re: Педагогика

Сообщение Насретдинова Лариса » 05 фев 2012, 16:58

:D Уважаемые коллеги! Форум завершает свою работу. Каждый из участников форума не только смог поделиться опытом, но и пополнить свою методическую копилку. Спасибо модератору Ижбулатовой Э.А. за организацию работы на достаточно высоком уровне. Мы ещё раз убедились, что в школе работают творческие и талантливые педагоги, которых волнует судьба каждого ребёнка. Крепкого вам здоровья, творческих успехов, молодости, жизненного оптимизма, счастья и благополучия, КОЛЛЕГИ!!!
Энергичная, деловая,
Симпатичная, молодая
Никогда не бывает печальная-
Это наша школа начальная! :D
Насретдинова Лариса
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:22

След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron