Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 08 дек 2020, 09:49

Уважаемые коллеги!

11 декабря 2020 года в 13.30 (Москва) Издательство «Интеллект-Центр» совместно с Частным образовательным учреждением Аметист приглашает Вас на мастер-класс по теме:

«Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2021 году».

Ведущая мастер-класса Дергилёва Жанна Ивановна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1409 г. Москва, методист, эксперт всероссийских и международных конкурсов, автор учебных пособий по русскому языку издательства «Интеллект-Центр».

Зарегистрироваться можно по ссылке: https://forms.gle/c1zDwWrwavzcHn666

Подключиться к мастер-классу на платформе ZOOM https://us02web.zoom.us/j/6770508937?pw ... lxcC8xQT09 Идентификатор конференции: 677 050 8937

Код доступа: 2020
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 25 ноя 2020, 18:59

Онлайн-консультация по подготовке к ОГЭ по русскому языку

https://www.youtube.com/watch?v=MMCAwj8witU&t=22s
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 09 июн 2020, 14:42

Уважаемые коллеги! С 8 по 10 июня издательство «Русское слово» проведёт новые вебинары для работников образования. В центре внимания методистов и авторов издательства – подготовка к ЕГЭ по русскому языку и математике, преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР и другие темы. Обращаем ваше внимание на авторский вебинар Ольги Янушкявичене, доктора математических наук, доктора педагогических наук, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автора учебников по основам православной культуры, выпущенных издательством «Русское слово».


Участие в вебинарах бесплатное. Требуется только регистрация на сайте издательства «Русское слово». По итогам каждого вебинара участники получают специальные сертификаты. Сертификаты оформляются автоматически и приходят на электронную почту в течение дня эфира вебинара. Обратите внимание: личные данные, указанные при регистрации, будут автоматически использованы при заполнении бланка сертификата!

Вебинары от издательства «Русское слово» – это новая информация, возможность задать интересующие вас вопросы ведущему и оперативно получить обратную связь. Выбрать интересующую вас тему из списка ниже и оформить регистрацию на вебинар можно уже сейчас!



Вебинары от издательства «Русское слово». 8-10 июня 2020 г.


Вебинар «Методические приёмы преподавания основ православной культуры в основной школе с использованием современных УМК» состоится 8 июня в 11.00 (мск).

О том, как научить школьников творчески мыслить, раскрыть им значение нравственной высоты православия и познакомить их со святыми, которые в течение многих веков служат примером людям, расскажет Ольга Янушкявичене, доктор математических наук, доктор педагогических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор учебников по основам православной культуры.


Вебинар «Готовимся к ЕГЭ-2020: анализ самого "богатого" задания первой части» состоится 8 июня в 13.00 (мск).

О трудностях при выполнении задания № 8 ЕГЭ по русскому языку, а также о смысловых связях как основе синтаксиса и о норме как базовом лингвистическом понятии расскажет Елена Виноградова, ведущий методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Дифференцированный подход в обучении английскому языку» состоится 8 июня в 14.00 (мск).

О том, как мотивировать на уроке английского языка учеников с разными способностями и потребностями, в том числе детей с дислексией, расскажет Наталья Слепова, методист издательства «Русское слово», автор методических пособий.


Вебинар «Методические приёмы преподавания основ светской этики с использованием современных УМК» состоится 9 июня в 11.00 (мск).

Об особенностях курса «Основы светской этики», формах и видах организации учебной деятельности на уроках и методических приёмах формирования основных УУД расскажет Владимир Рубцов, руководитель информационно-методического отдела издательства «Русское слово», автор методических пособий.


Вебинар «Применение ЭФУ для организации дистанционной работы школьников» состоится 9 июня в 12.00 (мск).

О реализации Предметной концепции по обществознанию, возможностях электронной формы учебника по обществознанию и ресурсах Электронной образовательной среды «Русское слово» для организации дистанционного обучения расскажет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».

Вебинар «Готовимся к ЕГЭ-2020: как выполнить задание № 7» состоится 10 июня в 14.00 (мск).

О том, как запоминать и применять на практике правила и исключения из правил, а также о трудных вопросах морфологии и стилистических особенностях употребления отдельных групп слов расскажет Елена Виноградова, ведущий методист издательства «Русское слово».



Обратите внимание на возможность воспользоваться обширным архивом уже состоявшихся вебинаров, размещённым на сайте издательства «Русское слово». Для вашего удобства вебинары в архиве сгруппированы по предметным областям. Также предлагаем вам посетить предметные разделы, посвящённые обществознанию и истории, открытые на сайте издательства «Русское слово». В них вы найдёте методические материалы для учителя, лекции экспертов, тесты для школьников и другая актуальная информация, в том числе для подготовки к ЕГЭ!
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 21 май 2020, 19:16

Уважаемые коллеги! Издательство «Мнемозина» приглашает на вебинар.
Тема «Курс русского языка в 10–11 классах: реализация требований ФГОС СОО и подготовка учащихся к итоговой аттестации средствами УМК С. И. Львовой и В. В. Львова»

План
1. Требования ФГОС СОО к результатам изучения предмета «Русский язык».
2. Основные цели обучения русскому языку в 10– 11 классах, заявленные авторами УМК.
3. Система упражнений УМК по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова, обеспечивающая реализацию поставленных целей, в том числе подготовку к итоговой аттестации.
4. Особенности предъявления теоретического материала.
5. Приложение к УМК.
6. Электронная форма учебника.

Вебинар будет проводиться 27 мая в 15.00 по московскому времени. Участники вебинара получат электронные сертификаты, возможность скачать презентацию и бесплатные трейд-коды эпектронной формы учебника.
Это ссылка, по которой можно будет зарегистрироваться для участия в вебинаре.

https://events.webinar.ru/arsedu/491390 ... f76d9440db
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 18 май 2020, 17:53

ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО» ПРИГЛАШАЕТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ С 18 ПО 22 МАЯ

С 12 по 15 мая издательство «Русское слово» проведёт новые вебинары для работников образования. Диапазон тем предстоящей недели – от дошкольного образования и начальной школы до подготовки к ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, английский язык, обществознание. Обращаем ваше внимание на продолжение серии вебинаров-консультаций Романа Болдырева, кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета, заместителя председателя региональной комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию, в ходе которых речь пойдёт о подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Участие в вебинарах бесплатное. Требуется только регистрация на сайте издательства «Русское слово». По итогам каждого вебинара участники получают специальные сертификаты. Сертификаты оформляются автоматически и приходят на электронную почту в течение дня эфира вебинара. Обратите внимание: личные данные, указанные при регистрации, будут автоматически использованы при заполнении бланка сертификата!

Вебинары от издательства «Русское слово» – это новая информация, возможность задать интересующие вас вопросы ведущему и оперативно получить обратную связь. Выбрать интересующую вас тему из списка ниже и оформить регистрацию на вебинар можно уже сейчас!

Вебинары от издательства «Русское слово». 18-22 мая 2020 г.

Вебинар «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию без привлечения дополнительных материалов, возможно ли это?» состоится 18 мая в 12.00 (мск).

О содержательных и методических особенностях учебника по обществознанию XXI века в контексте реализации предметной концепции, а также о ресурсах УМК по обществознанию издательства «Русское слово» для подготовки к ЕГЭ и ВПР расскажет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».

Вебинар «До свидания, Букварь!» состоится 18 мая в 14.00 (мск).

О методических особенностях учебника «Русский язык. Букварь» Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой и метапредметных результатах освоения ООП НОО расскажет Алевтина Фёдорова, методист издательства «Русское слово», кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Вебинар-консультация «Как решать задание № 29 ЕГЭ по обществознанию. Часть 4» состоится 18 мая в 16.00 (мск).

О подготовке к ЕГЭ и рекомендациях по выполнению задания № 29 (мини-сочинение) продолжит рассказывать Роман Болдырев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета, заместитель председателя региональной комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию.

Вебинар «Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся в рамках учебного предмета "Физика"» состоится 19 мая в 09.00 (мск).

О методах оценивания (формирующее, текущее, итоговое), формах оценки, роли учителя на уроке, а также о типичных ошибках при проведении формирующего оценивания расскажет Ирина Мещерякова, кандидат технических наук, лауреат и победитель конкурса «Грант Москвы», методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Применение современных образовательных технологий на уроках истории. Развитие личностных компетенций ученика» состоится 19 мая в 12.00 (мск).

О содержательных и методических особенностях новых УМК по истории в контексте реализации предметной концепции и ФГОС, рекомендациях по синхронизации курсов отечественной и зарубежной истории в 10–11 классах, а также об инструментах для «оживления» общественных и исторических процессов на уроке истории расскажет Владимир Рубцов, руководитель информационно-методического отдела издательства «Русское слово», автор методических пособий.

Вебинар «Аспекты подготовки к ЕГЭ-2020 по русскому языку» состоится 19 мая в 14.00 (мск).

О трудностях, возникающих при выполнении экзаменационных заданий, и методике их преодоления в ходе подготовке к экзамену расскажет Елена Виноградова, ведущий методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Дистанционный урок по обществознанию в 7 классе – просто!» состоится 19 мая в 16.00 (мск).

На примере темы «Политические партии и общественные объединения» (7 класс. 26 параграф) об организации вводной, основной и заключительной частей дистанционного урока расскажет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни на уроке окружающего мира» состоится 20 мая в 10.00 (мск).

Как сформировать у младших школьников представления о здоровом образе жизни? Творчески подойти к этой теме учителю поможет анализ урока на примере материала УМК «Окружающий мир» авторов В.А. Самковой и Н.И. Романовой, который представит Ксения Мукина, методист издательства «Русское слово»


Вебинар «Обзор программ дошкольного образования» состоится 20 мая в 12.00 (мск).
О комплексных и парциальных программах дошкольного образования издательства «Русское слово», включенных в «Навигатор образовательных программ дошкольного образования» на сайте ФИРО РАНХиГС, а также о методическом обеспечении комплексных и парциальных программ, представленных в ПМК «Воробушки» и ПМК «Мозаичный ПАРК», расскажет Любовь Павлова, старший методист Центра дошкольного образования издательства «Русское слово».


Вебинар «Готовимся к ЕГЭ по английскому языку: задания 32-38» состоится 20 мая в 14.00 (мск).
Для успешной сдачи экзамена и выполнения не только лексико-грамматических заданий, но и заданий всех частей и разделов КИМ ЕГЭ по английскому языку выпускникам важно владеть хорошим лексическим запасом. О том, какие учебные материалы и приёмы работы можно использовать при изучении и повторении фразовых глаголов, устойчивых выражений и синонимов, расскажет Наталья Слепова, методист издательства «Русское слово», автор методических пособий.


Вебинар-консультация «Как решать задания № 1–10 ЕГЭ по обществознанию» состоится 20 мая в 16.00 (мск).

О подготовке к ЕГЭ и рекомендациях по выполнению заданий № 1–10 расскажет Роман Болдырев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета, заместитель председателя региональной комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию.


Вебинар «Базовые принципы и основные техники формирующего оценивания в рамках учебного предмета "Физика"» состоится 21 мая в 09.00 (мск).
О базовых принципах формирующего оценивания, оценке как способе организации обучения, примерах различных техник оценивания на уроке физики, а также о самодиагностике и самокоррекции расскажет Ирина Мещерякова, кандидат технических наук, лауреат и победитель конкурса «Грант Москвы», методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Дистанционный урок по обществознанию в 8 классе – просто!» состоится 21 мая в 11.00 (мск).

На примере темы «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» (8 класс. 27 параграф) об организации вводной, основной и заключительной частей дистанционного урока расскажет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Оптимизация преподавания всеобщей истории в векторе стандартов образования» состоится 21 мая в 15.00 (мск).

Об основных подходах к преподаванию всеобщей истории в школе в контексте реализации ИКС, о структуре, составе и содержательно-методических особенностях УМК по всеобщей истории, а также о синхронизации курса всеобщей истории с курсом отечественной истории в 6–9 и 10–11 классах расскажет Татьяна Стецюра, кандидат исторических наук, редактор Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово».


Вебинар «Уметь видеть важное: рубрика «Анализируем текст» для 9–11 классов» состоится 22 мая в 12.00 (мск).

О подходах к комплексному анализу текста, работе над сжатым изложением, сочинением-рассуждением, а также о методах и приёмах, формирующих языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции, расскажет Ирина Громовик, методист издательства «Русское слово».


Вебинар «Диалог. Воспитание словом» состоится 22 мая в 14.00 (мск).

О художественном слове как главном инструменте нравственного воспитания детей в начальной школе и его широких возможностях расскажет Элла Шадрина, методист издательства «Русское слово».



Обратите внимание на возможность воспользоваться обширным архивом уже состоявшихся вебинаров, размещённым на сайте издательства «Русское слово». За просмотр архивных вебинаров в рамках акции «Самое время» можно получить специальный сертификат. Торопитесь, время акции ограничено!
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 22 апр 2020, 05:46

Примеры творческих домашних заданий
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Например, учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Все приемы задания творческого характера, помогают на педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулировать развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Сочинить сказку. Данное творческое задание можно использовать на любом уроке. Детям можно зачитать сказку о буквах, числах, при изучении любой темы урока, что будет способствовать лучшему запоминанию данного материала. Либо предложить детям алгоритм сочинения сказки и попросить самостоятельно сочинить используя уже полученные знания по теме. Детям очень нравиться такой вид деятельности, так как они
самореализуются. В качестве интеграции с остальными предметами можно подобрать к сказке музыку, нарисовать иллюстрацию.
Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать однокласснику письмо или сообщение, дополнив его подобранными музыкой и иллюстрацией или фото изделия (в том числе о явлении природы), это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства и проблему поставленной задачи со своими.
Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного (сделанного) и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
Прием «Вернисаж готовых работ» - фотовыставка рисунков (или изделий, музыкальных произведений) на сайте или в соцсетях.
Презентация на тему. Прием «Исследовательский проект» - задание, в котором объединены самостоятельная работа по нескольким предметам и объемом в несколько уроков.
Прием «Создаем электронный сборник» - задание, которое заключается в поиске рецептов приготовления блюд, способов обработки различных материалов (например, ткани, дерева, бумаги), старинных и современных видов декоративно-прикладного творчества. Самостоятельно найденную информацию о конкретном объекте обучающиеся оформляют в соответствии с образцом и заносят в банк данных класса или школы.
Прием «Выполни эскиз предмета по описанию» - задание, целью которого является развитие объемно-пространственного воображения обучающихся. Детям предоставляется детальное описание предмета, его функциональности и назначения.Задачей детей является на основании описания представить свое видение будущего предмета в рисунке (вид спереди, сзади), включая предварительную проработку конструкции планируемого изделия.
Прием «Покажи проект в макете» - задание, целью которого является формирование навыков проектной деятельности в области макетирования. Детям предоставляется эскиз изделия, возможные варианты разверток деталей изделия и карта правил техники безопасности работы с инструментами. Задачей обучающихся является создание макета изделия из бумаги, картона, и других видов бумаги по эскизу, предложенному учителем.
Прием: «Создание рекламного буклета» - задание, целью которого является формирование у обучающихся навыков предпринимательской деятельности. Обучающиеся выполняют минипроекты (материальные, нематериальные). Полученный результат обучающиеся должны представить в виде рекламного буклета, с целью привлечения целевой аудитории к продукту. В целом, учителю рекомендуется минимизировать объем домашнего задания.
Для предупреждения развития переутомления, обязательными мероприятиями со стороны родителей (законных представителей) и педагогов являются:
‒ соблюдение режима дня;
‒ обеспечение оптимальности светового и воздушно-теплового режимов;
‒ проведение сквозного проветривания комнаты, где находится рабочее место обучающегося, до и после занятий, частичного проветривания комнаты в перерывах между занятиями;
‒ проведение влажной уборки комнаты, где находится рабочее место обучающегося;
‒ проведение гимнастики для глаз через каждые 10 ‒ 15 минут работы;
‒ проведение физкультминуток (динамических пауз) по окончании первой части учебного занятия (1 ‒ 2 минуты);
‒ проведение по окончании урока профилактической гимнастики в целях профилактики общего утомления, нарушения осанки и др.
‒ ограничение использования гаджетов и просмотра телевизионных передач.
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 07 апр 2020, 17:58

Уважаемые коллеги! Издательство «Русское слово» продлевает до конца текущего учебного года возможность бесплатного подключения школ, техникумов и колледжей к электронной образовательной среде (ЭОС) – сервису, позволяющему организовать эффективный учебный процесс дистанционно.

ЭОС «Русское слово» содержит все электронные формы учебников, методические пособия и интерактивные тренажёры. Возможности ЭОС позволяют учителю назначать задания и удалённо контролировать их выполнение, а учащимся – получать необходимую обратную связь от учителя в ходе занятий.

Сервис прост в управлении, не привязан к одному устройству, не требует установки дополнительных приложений или программ и работает в любом удобном для пользователя месте через любой браузер при условии подключения к сети Интернет.

Для подключения школы к ЭОС необходимо заполнить ОНЛАЙН-ФОРМУ ПО ССЫЛКЕ. Возможность бесплатно работать в ЭОС открыта ДО КОНЦА ТЕКУЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА.

Нашим предложением бесплатно подключиться и работать в ЭОС уже воспользовались 1073 учебных заведения в разных субъектах РФ. Более 400 000 педагогов и учащихся получили возможность пользоваться ЭОС «Русское слово» и продолжать учёбу даже в условиях самоизоляции.

Больше всего подключившихся учебных заведений – в Республике Башкортостан, Оренбургской и Смоленской областях. Также высок интерес к ЭОС в Санкт-Петербурге, Московской области, Красноярском крае, Свердловской области, Республике Татарстан, Кемеровской области, Удмуртской республике и Челябинской области.

С уважением, Антон Сергеевич Воропаев,
Директор по продвижению
проектов издательства "Русское слово",

+7-906-062-88-05

www.русское-слово.рф
http://russkoe-slovo.ru
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Методическая копилка

Сообщение Прядильникова О.В. » 27 мар 2020, 11:28

Издательство «Русское слово» представляет серии предметных вебинаров для работы.
Для непрерывного образовательного процесса в условиях карантина и профилактических мер предлагаем Вам воспользоваться методическими видеозаписями наших авторов, редакторов и предметных специалистов по своему усмотрению

http://русское-слово.рф/
http://russkoe-slovo.ru/ - интернет-магазин издательства
https://vk.com/rus_slo
https://www.facebook.com/russkoeslovo.ru
https://www.instagram.com/russlovo

Ольга Владимировна Прядильникова
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Статья

Сообщение Ошеева Ю.В. » 08 апр 2019, 08:08

Адеева Зиля Юзисовна
МБОУСОШ № 1 с.Шаран»

Обучение ораторскому мастерству как средство формирования коммуникативно - культурологической компетенции.


Аннотация: В работе рассматриваются методические и структурные основы риторики как средство формирования коммукативно - культурологической компетенции. Доказывается, что перед современной школой встала проблема найти формы и методы работы, которые будут способствовать формированию устной речи учащихся. Рассматриваются вопросы повышения эффективности преподавания русского языка на уроках риторики. Статья адресована прежде всего специалистам в области преподавания русского языка.
Ключевые слова: коммуникативно - культурологическая компетенция, основы ораторского мастерства, устная речь.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в том числе и России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности, лежащих в основе модернизации образования, осуществлять в рамках компетентностного подхода.
Понятие компетенции определяется как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, отмечают ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
С точки зрения концепции «интегрированного формирования компетенции», разработанной шведскими и американскими учеными, такими как В. Чипанах, Г. Вайлер и Я. И.Лефстед, компетенция развивается в результате интеграции интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических аспектов знаний, умений и навыков. Таким образом, компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т. ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения
С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей»
Новые ФГОС содержат в своей основе системно – деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе. Включая в свои уроки задания компетентностного характера, задания предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.
Перед современной школой встала проблема найти формы и методы работы, которые будут способствовать формированию устной речи учащихся.
С этой целью был введен устный экзамен по русскому языку для учащихся 9 классов. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника. Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»; принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку; учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
Особенно эффективными формами работы над устной речью мы считаем введение в практику уроков риторики. Это можно реализовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Но, к сожалению, характерной проблемой современного преподавания курса риторики является то, что она не включена в программу курса многих школ. Программы методики обучения риторике не до конца разработаны, а также отсутствуют научно-обоснованные рекомендации о том, какие методические средства и методы нужно применять для изучения того или иного раздела риторики.
Профессор Л. П. Федоренко так писала о значимости курса риторики в школе: « С точки зрения процесса обучения, для усвоения языка нужна та же методика, что и для усвоения любой науки; для усвоения речи нужна наука-риторика...» [44, c.7].
В школах ощущается недостаток пособий по методике преподавания риторики, что отрицательно сказывается на эффективности уроков и усвоении знаний учащихся. Необходимо совершенствовать методику обучения риторике в современной школе.
Известно, что от того, насколько чётко и правильно ученик умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему в будущем стать успешным человеком.
В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:
• знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
• грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
• логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.
Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. Можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках русского языка невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.
Исходя из этого, становится понятно, что уже в начальных классах нужно начать обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:
• правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
• правильно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
• грамотно выстраивать выступление
• улучшить дикцию
Содержание занятий по риторике для школьников включает два основных направления:
1. «Общение».Ученики узнают о:
целях, задачах и причинах общения
выборе тона и темпа речи
необходимости учитывать мимику, позу, жесты
важности уметь слушать собеседника
силе слова
вербальном и невербальном общении
правилах вежливости.
2. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
устной и письменной речи
письме, поздравлении, объявлении
словарной статье
рассказе
информации, хронике, заметке.
Ученики младших классов отрабатывают технику речи (скороговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.
В 5-8 классах отрабатываются навыки обучения устной публичной речи. Система уроков, проведенных в 5 классе, показала, что учащимся в целом нравится курс риторики. Этот предмет привлекает их, прежде всего, тем, что учащимся в рамках урока можно открыто выразить свою позицию по вопросу. Разминка, которая проводится на каждом уроке, помогает настроиться учащимся на урок, подготавливает органы речи для дальнейшей работы. Ученики активно вступают в диалог, внимательно слушают друг друга, стараются объективно оценить своих товарищей, показывают владение монологической и диалогической речью. Уроки в 6 классе показывают, что интерес к риторике сохраняется, учащимся нравится решать риторические задачи, строить диалоги, анализировать ответы своих одноклассников. С 6 класса в обучение риторике целесообразно начинать вводить уроки-семинары, уроки с использованием лекционной части занятия, урок - деловая игра. Целями обучения риторике в 7 классе являются: обучение искусной, умелой речи; успешное общение; свободная ориентация в коммуникативной ситуации, умение выбирать словесные и несловесные средства для достижения коммуникативной ситуации; формулировка коммуникативного намерения с учетом адресата. Перед учащимися 8 класса стоит более ответственная задача: они должны, владея определенным запасом знаний, уметь показать их на практике, т. е. уметь ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить тексты разной функциональной направленности, развивать монологическую речь.
В современной риторике большое внимание уделяется нестандартным формам проведения уроков. Активное использование методик игры «Дебаты» в процессе обучения является одной из особенностей развития программы в России. Современные подходы к образованию дают возможность рассматривать дебаты, как эффективное средство обучения школьников устной публичной речи.
В данном направлении мы работаем особенно активно. Участвуем в конкурсах муниципального, республиканского всероссийского уровней. Одно из последних наших достижений – это Гран-при на Всероссийском конкурсе ораторского мастерства «Мой русский язык». Организатором Конкурса являлся ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», при поддержке филологического факультета Баш ГУ. Конкурс проводился среди учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности. Участие в таких конкурсах повышают уровень овладения устной монологической и диалогической речью на русском языке, посредством овладения основными умениями и навыками публичного выступления; расширяют сферы функционирования русского языка в сельских общеобразовательных организациях через создание билингвальной образовательной среды.
Таким образом, роль изучения риторики в школе велика: обучая ребенка нормам правильного общения, данная наука воспитывает в школьнике любовь к слову, учит грамотно подбирать слова и выражения для конкретной речевой ситуации, готовит ученика к будущей жизни, ведь грамотная речь и умение вести диалог являются неотъемлемыми качествами успешного человека.
Считаем, что уроки риторики нужно вводить во всех школах. Каждый образованный и культурный человек должен уметь говорить и уметь говорить хорошо и правильно, поэтому данный предмет нужно вводить в программу школ.

Список литературы:

1. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108 – 115.
2. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Риторика М.: Баласс. С. 22 с.
4.Ладыженская Т.А. (ред.) Речевые секреты М.: Просвещение, 1992. С. 144 с.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Re: Методическая копилка

Сообщение Лиля Науфаловна » 15 фев 2019, 06:13

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класса
1.Расставьте ударения в словах: торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.
2. Отметьте слова, в котором буквы я,е,ё,ю передают 2 звука:
а)лето
б)счетчик
в)подъезд
г)поздняя
д)юный
3.Подчеркните члены предложения.
Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.
Лиля Науфаловна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 15 фев 2019, 06:00

След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0