Начальное образование

Re: Начальное образование

Сообщение Айгуль Даутова » 06 фев 2012, 14:51

Как и все, я думаю, что пректная деятельность учащихся учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. В процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Айгуль Даутова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 14:24

Re: Начальное образование

Сообщение Айгуль Даутова » 06 фев 2012, 14:47

Одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить учащихся проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления: прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета; прием подведения под понятие. В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе).
Айгуль Даутова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 14:24

Re: Начальное образование

Сообщение Айгуль Даутова » 06 фев 2012, 14:44

Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным, занимает не один год, многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Общеучебные умения также как и весь необходимый материал (объём знаний) должны быть включены в структуру учебной деятельности учащихся, стать предметом целенаправленной их активности, только тогда они будут контролироваться сознанием, а поэтому будут полезными, правильными.
Айгуль Даутова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 14:24

Re: Начальное образование

Сообщение Айгуль Даутова » 06 фев 2012, 14:41

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а, во-вторых, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения в 4 классе позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.
Айгуль Даутова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 14:24

Re: Начальное образование

Сообщение Айгуль Даутова » 06 фев 2012, 14:37

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность, пересмотреть ее цели. В частности, целесообразно использовать педагогические технологии безотметочного оценивания, которые апробируются в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Айгуль Даутова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 14:24

Re: Начальное образование

Сообщение ragida62 » 06 фев 2012, 14:28

Спасибо, коллеги, что расширяете область проблем для обсуждения. Вот появился вопрос про почерк. Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика –формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке,ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Кмарова пишет,«что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты,орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой,конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.Но часто родители закупят своему ребенку кучу раскрасок и пачки фломастеров, а за правильностью навыков не следят . Вот и приходят в школу дети с неправильными навыками. Поэтому нужно вести просветительскую работу с родителями дошкольников, с воспитателями дошкольных учреждений.Почему-то все думают: "Вот пойдет в школу, там научать правильно писать. "А переучивать намного труднее.
ragida62
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 15:33

Re: Начальное образование

Сообщение Гвоздик И.В. » 06 фев 2012, 14:23

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Гвоздик И.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 08:40

Re: Начальное образование

Сообщение Кузьмичева Любовь » 06 фев 2012, 13:14

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности
универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Начальное образование

Сообщение Кузьмичева Любовь » 06 фев 2012, 13:08

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что
самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная
школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать,
говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной
школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с
жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня
замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные
потребности обучающихся останутся нереализованными, если в
образовательном процессе обучающийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать
"архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой
цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной
школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие
мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в
различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность
способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые
надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные
учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1)
личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Начальное образование

Сообщение Кузьмичева Любовь » 06 фев 2012, 12:44

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
Предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению "ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач" .
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» . Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления» . Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.
Предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий ( «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире») . Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика ( «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде») .
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

След.

Вернуться в Начальное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron