Методические рекомендации

Модератор: Каримов Ф.Ф.

Re: Методические рекомендации

Сообщение Пахомова М.А. » 07 фев 2017, 06:21

По оформлению эффективного контракта мы применяем такие же методические рекомендации
Пахомова М.А.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 фев 2017, 06:01

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 28 ноя 2016, 07:41

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором обозначены его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в Приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».

Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения


__________________________ "_____" _______________ 20__ г.
(Город, населенный пункт)



____________________________________________________________________________, в лице
(Наименование учреждения в соответствии с уставом)
_____________________________________________________________________, действующего
(Должность, Ф.И.О.)
на основании _______________________________________________, именуемый в дальнейшем
(Устав, доверенность)
работодателем, с одной стороны и ____________________________________________________,
(Ф.И.О.)
именуемый(-ая) в дальнейшем работником, с другой стороны (далее – стороны) заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
I. Общие положения
1. По настоящему трудовому договору работодатель предоставляет работнику работу по __________________________________________________________________________________,
(Наименование должности, профессии или специальности с указанием квалификации)
а работник обязуется лично выполнять следующую работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
(Указать конкретные виды работ, которые работник должен выполнять по трудовому договору)
2. Работник принимается на работу: ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
(Полное наименование филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения работодателя, если работник принимается на работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение работодателя с указанием его местонахождения)
3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя _______________
__________________________________________________________________________________.
(Наименование необособленного отделения, отдела, участка, лаборатории, цеха и пр.)
4. Работа у работодателя является для работника: _______________________________________.
(Основной/по совместительству)
5. Настоящий трудовой договор заключается на: ________________________________________
__________________________________________________________________________________.
(Неопределенный срок, определенный срок (указать продолжительность), на время выполнения определенной работы с указанием причины (основания) заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации)
6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с "_____" ___________________ 20__ г.
7. Дата начала работы "_____" ___________________ 20__ г.
8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью ________________ месяцев (недель, дней) с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.
II. Права и обязанности работника
9. Работник имеет право на:
а) предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;
б) обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
в) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия получения которой определяются настоящим трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы;
г) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
10. Работник обязан:
а) добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него пунктом 1 настоящего трудового договора;
б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
в) соблюдать трудовую дисциплину;
г) бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;
д) незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
III. Права и обязанности работодателя
11. Работодатель имеет право:
а) требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору;
б) принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
в) привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
г) поощрять работника за добросовестный эффективный труд;
д) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
12. Работодатель обязан:
а) предоставить работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором;
б) обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
в) обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
г) выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки;
д) осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
ж) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
IV. Оплата труда
13. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:
а) должностной оклад, ставка заработной платы ______________ рублей в месяц;
б) работнику производятся выплаты компенсационного характера:
Наименование выплаты Размер выплаты Фактор, обусловливающий получение выплаты


в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера:
Наименование выплаты Условия получения выплаты Показатели и критерии оценки эффективности деятельности Периодичность Размер выплаты


14. Выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
15. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами.
V. Рабочее время и время отдыха
16. Работнику устанавливается следующая продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку) ____________________________________________________.
(Нормальная, сокращенная, неполное рабочее время)
17. Режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка либо настоящим трудовым договором.
18. Работнику устанавливаются следующие особенности режима работы (указать): __________
__________________________________________________________________________________.
19. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью __________ календарных дней.
20. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью __________ в связи ______________________________________________.
(Указать основание установления дополнительного отпуска)
21.Ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков.
VI. Социальное страхование и меры социальной поддержки работника, предусмотренные законодательством, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором
22. Работник подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. Работник имеет право на дополнительное страхование на условиях и в порядке, которые установлены ______________________________________________________________________.
(Вид страхования, наименование локального нормативного акта)
24. Работнику предоставляются следующие меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором (указать): _______________________________________________________________.
VII. Иные условия трудового договора
25. Работник обязуется не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
С перечнем информации, составляющей охраняемую законом тайну, работник должен быть ознакомлен под роспись.
26. Иные условия трудового договора _________________________________________________.
VIII. Ответственность сторон трудового договора
27. Работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
28. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
IX. Изменение и прекращение трудового договора
29. Изменения могут быть внесены в настоящий трудовой договор: по соглашению сторон, при изменении законодательства Российской Федерации в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, по инициативе сторон, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
30. При изменении работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждения работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения (статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
31.Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
При расторжении трудового договора работнику предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
X. Заключительные положения
32. Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
33. В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
34. Настоящий трудовой договор заключен в 2-х экземплярах (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), имеющих одинаковую юридическую силу.
Один экземпляр хранится у работодателя, второй передается работнику.



Работодатель
_____________________________________
(Наименование организации)
Адрес (место нахождения)

ИНН
________________/_______/_____________
(Должность)/(Подпись)/(Ф.И.О.)





Работник
______________________________________
(Ф.И.О.)
Адрес места жительства
Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)
Серия __________ № ___________________
Кем выдан ____________________________
Дата выдачи "_______" ________________ г.
______________________________________

(Подпись)


Работник получил один экземпляр настоящего трудового договора
_______________________________________________________
(Дата и подпись работника)
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 26 ноя 2016, 18:30

Уважаемые коллеги!
В последнее время поступает очень много вопросов по семинару и курсам по профстандарту "Педагога", проводимых кафедрой теории и практики управления образованием. В связи с этим напоминаем, что дистанционный семинар выставлен на урокрост: http://www.urokrost.ru/kurs/. Семинар Практические основы внедрения профессионального стандарта педагога. Сертификат семинара на 16 ч.

С уважением,
Гайнуллин Ильшат Анварович,
к.т.н., доцент
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Re: Методические рекомендации

Сообщение tktyf » 17 ноя 2016, 06:54

по новым требованиям рабочие программы содержат три пункта. пояснительной записки нет. как может существовать программа без пояснительной записки?
tktyf
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 06:46

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 13 ноя 2016, 15:04

30.10-01.11.2016 года состоялся II Межрегиональный фестиваль игровых педагогических технологий «Большая перемена – 2016» - яркий совместный проект МБУ ОКДПМ «Апельсин», Башкортостанского регионального отделения «Лига юных журналистов», Консалтингового центра «Реинжиниринг.Ру», НП «Гражданский просветительский союз молодежи» при поддержке ГАУ ДПО Института развития образования Республики Башкортостан. В рамках фестиваля преподавателями кафедры педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ проведен семинар по теме «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации воспитательного процесса в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» для педагогов и специалистов по работе с молодежью.

На протяжении трёх дней школьники, студенты, педагоги, игротехнологи, специалисты по работе с молодежью опробовали игровые технологии в действии, обменивались инновационным опытом, участвовали в авторских мастер-классах, объединялись в творческие группы, реализовывали свои идеи.

Тема больших и малых перемен рассматривалась с разных сторон, дала поводы для дискуссий, информацию для размышления и мотивацию к действиям – какие шаги может сделать каждый из нас, чтобы сделать наш общий мир лучше, чтобы сделать маленькие шаги к большим, положительным переменам.

Ключевым событием Фестиваля, отмеченным участниками, стало знакомство с профессиями в сфере игровых технологий - Игромастер и Игропедагог, входящих в «Атлас новых профессий» Московской школы управления Сколково и Агенства стратегических инициатив. Мастер-классы «Основы ТРИЗ-технологий» , «Квестотворение», практикум создания и проведения квест-игры, направленной на решение конкретных жизненных задач, отразили инновационность новых профессий.

За активное участие дипломами Фестиваля отмечены воспитанники «Мастерской смысловых проектов» МБУ ОКДиП «Апельсин» (Советский район г. Уфа), инструкторы «Академии социального творчества» МБУ ОМК «Алые паруса» (Ленинский район г. Уфа), Видео студия «Свет» (МБУ ДО СЮТ г. Уфа), фото и видео-съемку осуществляла студия игровых и медийных технологий клуба «Вираж» (Орджоникидзевский район, г. Уфа).

Приятным сюрпризом для самых продуктивных команд стали подарочные Сертификаты от партнеров проекта «Большая перемена» - тайм-кофейни «New-York coffe» и антикафе «Вместе».
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 11 ноя 2016, 14:31

Уважаемые коллеги!
В последнее время поступает очень много вопросов по семинару и курсам по профстандарту "Педагога", проводимых кафедрой теории и практики управления образованием. В связи с этим напоминаем, что дистанционный семинар выставлен на урокрост: http://www.urokrost.ru/kurs/.

С уважением,
Гайнуллин Ильшат Анварович,
к.т.н., доцент
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Методические рекомендации по составлению рабочих программ.

Сообщение Syumbel Khaybullina » 07 ноя 2016, 10:09

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

-планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:
-результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
-тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.
Syumbel Khaybullina
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07 ноя 2016, 09:06

Re: Методические рекомендации

Сообщение elzavaleeva » 28 окт 2016, 10:16

Методические рекомендации
Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий.
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата. Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. В отличие от школы мы разделяем детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учим всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются на уровень умственного развития и коррекцию в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. 3 Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в Доме творчества должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности. В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогические технологии являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические. Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь: 1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; 4 2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии; 3. научить детей новым методам работы; 4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики. Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств. Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику. Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает 5 мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную методическую помощь.
elzavaleeva
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 10:46

Re: Методические рекомендации

Сообщение Ахметшина Е.В. » 26 окт 2016, 05:15

Мастер класс - современная форма повышения
профессионального мастерства педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование. Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.
В помощь педагогам существует система повышения квалификации педагогических кадров: научно-методические центры, институты повышения квалификации т.д. На повышение профессионального мастерства каждого педагога должна быть направлена методическая работа образовательных учреждений и методической службы города. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.
Исследование данной формы повышения профессионального мастерства педагогов является актуальным, так как мастер – класс активно используется как форма квалификационного испытания при аттестации, как форма конкурсного испытания педагогов, как форма обобщения и распространения педагогического опыта.
Цель методических рекомендаций - проанализировать мастер-класс, как эффективную форму повышения профессионально мастерства педагогов. Рекомендации призваны решить следующие задачи:
1) уточнить сущность понятия «мастер – класс»;
2) раскрыть роль мастер – класса как формы профессионального обучения педагогов;
3) рассмотреть различные точки зрения на структуру проведения мастер –класса;
4) разработать критерии и показатели оценки эффективности подготовки и проведения мастер-класса.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный методический материал будет полезен руководителям образовательных учреждений, педагогам, заинтересованным в обобщении и распространении своего педагогического опыта, педагогам, решившим принять участие в конкурсном движении и тем педагогам, кто выбрал мастер – класс в качестве формы квалификационного испытания.

Мастер – класс как форма профессионального обучения педагогов

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей педагогической деятельности. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного эффекта. Оптимальной формой профессионального обучения на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.
Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог – мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер – класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:
1. Форма передачи практического опыта (практикоориентированность).
2. Форма интерактивного взаимодействия педагогов.
3. Форма организации активной самостоятельной работы всех участников.
Таким образом, мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения:
- как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства: активный педагог будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль;
- так и для педагога, который пассивно относится к своему профессиональному развитию: пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

Планирование, организация и оценка мастер – класса

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.
При планировании работы формулируется тема мастер – класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинено все заседание.
Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая - это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.
Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер - класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.
На третьем этапе – рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
На основе этой структуры методистами были разработаны различные технологии пошаговой организации мастер – классов. Г.А.Русских разделил мастер – класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия.
Программа проведения мастер - класса по технологии А.В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия.
Учитель – мастер может выбрать различные формы проведения мастер – классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности.
Мастер – класс может проводиться в следующих формах:
1) в форме занятия с детьми - когда в структуре мастер – класса показывается фрагмент непосредственного занятия с детьми с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия учитель – мастер не обращает внимания на слушателей мастер - класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов.
2) в форме занятия с аудиторией – имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер – класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части:
- не обращайтесь с взрослым как с детьми;
- сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей;
- соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем;
- чётко дайте понять о завершении данного этапа;
- перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали;
- отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте;
В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.
3) с демонстрацией видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, когда в качестве примера используется видеофрагмент занятия. До демонстрации учитель – мастер рассказывает участникам, на что следует обратить внимание. Видеофрагменты должны ярко демонстрировать то, о чем говориться и быть хорошего качества.
Заключение как логическое завершение должно быть всегда. Оно может включать в себя собственное отношение к делу, благодарность слушателям, раздачу приготовленных памяток и др. Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-Ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
После проведения мастер – класса «педагог – мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:
1. Чётко поставленная проблема.
2. Соответствие темы содержанию.
3. Мотивированность.
4. Инновационность.
5. Раскрытие сути метода, приёма, либо его особенностей.
6. Грамотная речь.
7. Последовательность изложения.
8. Взаимодействие с аудиторией.
9. Умение импровизировать.
10. Творчество.
11. Выполнение поставленных задач.
12. Рефлексивная деятельность.
13. Практическая значимость.
Таким образом, мастер – класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастер - класс – это форма ученичества, активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Правильно организованный мастер – класс является эффективной формой профессионального обучения, так как позволяет включить всех в активную деятельность, организовать самостоятельную работу в малых группах, провести обмен мнениями, раскрыть творческий потенциал всех его участников.
Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Учитель - Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.
Четкой структуры проведения мастер – класса не существует. Мастер – классы могут быть разнообразными по целям, задачам и структуре. Методистами разработаны разнообразные алгоритмы пошаговой организации мастер – классов. Авторами самых известных из них являются Г.А. Русских и А.В. Машуков. Объединяет эти алгоритмы то, что результатом совместной деятельности участников мастер – класса является модель занятия в режиме современной технологии, которую разработал «педагог – ученик» с целью ее применения на практике. Итоговым этапом любого мастер – класса является анализ «педагогом – мастером» результатов своей деятельности и оценка эффективности его подготовки и проведения.
Таким образом, можно утверждать, что мастер - класс является эффективной формой повышения профессионально мастерства педагогов. А использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер - классов в рамках квалификационного испытания при аттестации, конкурсного испытания педагогов или в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.
Ахметшина Е.В.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 окт 2016, 10:48

Re: Методические рекомендации

Сообщение Гайнуллин И.А. » 21 окт 2016, 08:33

Уважаемые коллеги!
В последнее время поступает очень много телефонных звонков с вопросами о сроках дистанционных курсов, проводимых кафедрой теории и практики управления образованием. В связи с этим напоминаем, что вся информация о проводимых курсах (сроки, тематика, контактные данные) содержатся в информационных письмах, размещенных на сайте ИРО РБ в разделе "Новости" и "Деятельность"- "Образовательная деятельность"- "Программы повышения квалификации" - "План-проспект курсовых мероприятий ИРО РБ на 2016 год".

С уважением,
Гайнуллин Ильшат Анварович,
к.т.н., доцент
Гайнуллин И.А.
 
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 05:15

Пред.След.

Вернуться в Сообщество руководителей образовательных организаций и муниципальных методических служб

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5