Alis_illina » 14 ноя 2018, 18:29
Итоговая аттестация
Калимуллина Альфия Шамилевна
Курсы учителей русского языка и литературы
«Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС»
с 06 ноября по 15 ноября 2018 года
Задания на формирование личностного блока
Задание «Анализ текста»
Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка.
1. Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Гоголь Н.В.
2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка.
3. Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей.
Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения?
Задание «Зри в корень»
Жил - был розовый слон, и был он не похож на других. Все слоны – серые, а он розовый. Розовый слон был совсем один. Как белоснежное облачко бродит в небе, так бродил он в поисках пищи и друзей. Серые слоны не принимали его, потому что розовый слон не мог петь серые песни, как они. Мечтая быть с ними, он думал: «Чем лучше я спою свою розовую песню, тем быстрее они меня полюбят. Он не понимал, что розовые песни и розовые стихи не нужны серым слонам. Они не хотели знать, что в мире есть розовое, подобное счастью. Отвергнутый, он ушел в лес и, взяв розовую краску, нарисовал прекрасную страну. В этой стране все было розовым, словно сахарная вата.
Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна. Розовое, подобно доброму волшебнику, делало всех по-настоящему счастливыми. Жаль, что серые слоны этого не понимали.
Задания.
1) Как бы вы озаглавили предложенный текст?
2) Почему?
3) Кто вам ближе: розовый слон или серый?
Задание «Анкета друзей»
Создай « Анкету друзей», Составь вопросы для анкеты, используя степени сравнения имен прилагательных. Первую страницу « О себе»
заполни сам, затем передавай анкету друзьям и близким.
Игровое задание «Моя вселенная».
Описание задания: учащимся предлагают на альбомном листе нарисовать окружности — одну в центре, а восемь вокруг неё. Затем соединить линиями-лучами центральную окружность с остальными окружностями-планетами.
В центральной окружности написать букву «Я», а в других — окончания следующих предложений:
1.Моё любимое занятие...
2.Мой любимый цвет...
3.Мой лучший друг...
4.Моё любимое животное...
5.Моё любимое время года...
6.Мой любимый литературный герой...
7.Моё любимое музыкальное произведение...
8.Мой любимый фильм...
Дети сравнивают свои ответы, проводится групповое обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о себе?
- Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?
Задание «Интервью для молодежного журнала».
Представьте, что вам поручили взять интервью у популярного исполнителя. И перед вами стоит задача составить такие вопросы, которые позволили читателям журнала поближе познакомиться с ним и его творчеством.
Выясните, как артист достиг такого успеха?
Творчество каких известных людей повлияло на его выбор? Какими словами вы бы описали свое творчество, свою музыку, которую сочиняете? Что влияет на выбор темы для написания текстов песен?
Порядочный человек.
Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят:
«Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.
Задания:
1.Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?
2. Как ты понимаешь слово «порядочный»?
3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?
Прочитайте рассказ В.А. Осеевой «Плохо».
Cобака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.
Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Здания к тексту:
1. О чем текст?
2. Почему рассказ называется «Плохо»?
3. Справедлива ли реакция женщины на поведение мальчиков?
4. Случалась ли подобная ситуация с тобой или с твоими друзьями?
5. Как бы вы поступили на месте мальчишек из рассказа?
Задания на формирование регулятивного блока
Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока:
1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.
2.Определять самостоятельные и служебные части речи.
3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.
Тема урока: «Правописание приставок на з и с».
Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.
Чтение ключевых слов урока: Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный, звонкий согласный.
Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.) Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.
…дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?
Тема: «Имя существительное»
Вопрос: Какова может быть цель нашего урока?
Все ответы учащихся записываются на доску.
Обсуждение, выявление основной.
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».
Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока:
1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.
2.Определять самостоятельные и служебные части речи.
3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.
Задания:
1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны?
2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки.
3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану.
4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.
Задание «Составь план достижения учебной цели».
На уроке была сформулирована цель: «Нам надо научиться новому действию: как без ошибок писать слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож-».
Составь план достижения этой цели. Для этого используй предложенные действия:
размести их по порядку: 1, 2 и т. д.
а) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания удвоенных букв согласных.
б) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания букв безударных гласных в корне.
в) Посмотреть в учебнике правило выбора буквы а или о в корне -лаг-, -лож-, чтобы проверить свою версию.
г) Понаблюдать за действиями учителя — может он подскажет, как писать правильно.
д) Определить, можно ли проверять ударением написание букв а–о в корне -лаг-, -лож
е) Понаблюдать, как правильно пишутся слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож и постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «а», в каком случае — «о».
ж) Спросить у самого умного отличника, как правильно писать.
з) На основе выявленной закономерности сформулировать правило и порядок действий для проверки написания. Запиши порядок действий (план):
Тема урока: «Имя существительное»
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.
Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану:
1.Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает
3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные).
4.Синтаксическая роль в предложении.
Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике).
Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
План.
Что такое словообразование?
Какие способы словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор?
Что такое словообразовательная цепочка?
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).
Практический блок:
1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, креслокровать, восход.
2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.
• Задание: списать с карточки текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Проверить себя по карточке контроля, поставить оценку, составить список тем, которые вызывают затруднения.
Тема: Устаревшие слова
Даны предложения:
Барыня обратила внимание на радение Герасима. Гаврила послал на всякий случай за хожалым форейтора. Через четверть часа барыня почивала крепко и мирно.
Задание:
Какие трудности возникают при чтении данных предложений?
Почему непонятны некоторые слова?
В чем особенность данных слов?
В каком словаре можно найти значение этих слов?
Задания на формирование познавательного блока
Тема: «Фонетический разбор слова».
Задания:
1. Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука.
2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука?
3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?
Тема: Многозначные и однозначные слова.
Даны загадки:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне и елке,
И называются … (Иголки)
Мухи белые летели
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают, словно пух. (Снежинки)
В тетради я бываю косая и прямая,
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою в шеренгу всех построю. (Линейка)
Задание:
Отгадайте загадки.
Найдите орфограммы в словах-отгадках.
Что общего у этих слов?
В чем их различие? Нет ли здесь лишнего слова?
Определите часть речи омонимичных слов.
Обоснуйте свой ответ. Выводы запишите в тетрадь.
Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света.
Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете!
Тема урока: «Неопределенные местоимения».
Задание: сочините сказку или забавный рассказ, используя неопределенные местоимения.
Типовые задания для формирования познавательных УУД (логические)
Задания:
1. Как звуковой состав связан с орфоэпией?
2. Как фонетика связана с орфографией?
3. Сочините рассказ или сказку, используя разносклоняемые существительные.
Тема «Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ»
Творческое домашнее задание:
сочините сказку о том, как поссорились приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Задания на формирование коммуникативного блока
Задание: Подготовьте развернутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем).
Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Обсудите с одноклассниками:
1. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?
2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание: Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, затем обсудите в группах, а потом прочитайте, что говорят нам словари и справочники, и сделайте соответствующие выводы.
- Почему иногда, характеризуя человека, мы говорим: «Лиса Патрикеевна»?
- Все мы знаем об Олимпийских играх, а почему невозмутимое спокойствие называют олимпийским?
- Обязательно ли обсуждение важного вопроса, которое в наше время нередко называют круглым столом, проходит за столом круглой формы?
(Лиса Патрикеевна. Неодобр. Или ирон. О хитром, двоедушном человеке, обманщике.
Олимпийское спокойствие. Невозмутимое спокойствие.
Круглый стол. Книжн. Совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников).
Тема. Буквы ы-и после ц.
Задание 1. «Расскажи правило».
Первая группа обсуждает правило написания буквы ы после ц, а вторая – написание буквы и после ц.
Далее капитаны обеих команд меняются местами и рассказывают свое правило уже в другой группе таким образом, чтобы все члены группы сумели рассказать перед всем классом. Когда капитаны возвращаются на свои места, учитель просит любого из команды выступить с полным ответом о правописании букв ы - и после ц.
Функции в группе: 1) капитан 2) хранитель времени; 3) спикер; 4) организатор коммуникативности; 5) оформитель.
Тема: «Фонетический разбор слова» (работа в парах).
Задание: Подготовьте ответы на вопросы:
1. Какие буквы могут обозначать два звука?
2. В каких случаях эти буквы обозначают два звука?
Приведите примеры.
3. Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности?
4. Выполните фонетический разбор предложенных слов:
море, якорь, каюта, отъезд.
Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями, проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают его.