Педагогика

Модераторы: Халикова Л.Р., Ижбулатова Э.А., Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:55

Туризм, как средство физической подготовки учащегося оказывает большое влияние на развитие физических качеств школьников.
По результатам тестирования на развитие физических качеств, ребята, занимающиеся туризмом, почти в два раза превосходят своих сверстников, не занимающихся в спортивных секциях, а это говорит во многом о том, что физическая подготовка на занятиях по туризму направлена на развитие физических качеств у занимающихся: силы, выносливости, гибкости, скорости и ловкости. Без развития этих качеств невозможно решить задачи технической и тактической подготовки спортсмена
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:50

Можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

"Школьный туризм"

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:47

Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР). Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны – «производство» и «потребление». Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу. Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
1. физическое развитие;
2. любопытная, полезная информация (познавательность);
3. укрепление здоровья,
4. радостные переживания (эмоциональность);
5. яркие впечатления (восприятие);
6. разного рода полезные умения, навыки.
Педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма [22, 23].
«Производство» туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма. «Производство» для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы «нежелательная» часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству» - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само "производство" туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы "производство" туризма не менее значимо, чем «потребление». Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:45

В «Послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева
Федеральному Собранию» говорится о Национальной образовательной
стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша
новая школа». Первое направление стратегии – создание для детей
возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни
в высоко технологичном конкурентном мире.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:41

В наше время, как никогда ранее, на первый план вышла проблема
развития интеллектуального потенциала вообще и отдельных личностей в
частности. Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми
сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний выпускник школы был
не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях
человеческой деятельности, но и смог самостоятельно добывать знания и
адекватно оценивать результаты своей деятельности. Вместо простой передачи
знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного
образования становится развитие личности ученика, его способности
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать
умение учиться. Учащийся должен сам стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса, уметь анализировать информацию, сотрудничать и
выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий.
Эти современные процессы могут получить эффективное развитие только
в условиях становления системы образования, ориентированной на новые
образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС второго
поколения. Базовым положением новых образовательных стандартов служит
тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается,
прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество
усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов
универсальных действий.
Модернизация образования и введение образовательных стандартов
нового поколения уже изначально предполагает интеграцию
общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей
в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь
уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности,
дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Идея
интеграции общего и дополнительного образования детей как одна из ведущих
тенденций развития школьного образования была сформулирована в
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.:
«Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.»
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:35

Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.
Таким образом, в школе фактически должно быть два туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Для учителей туризм - средство, лучше, глубже познать своих

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:34

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между «делом и потехой». Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только «устать и поглупеть». Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность". Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Немного о туризме в школе

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:31

В школьном туризме действуют две стороны - участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. В чистом виде самодеятельный туризм в школе - это так называемые "самовольные" походы и поездки детей без участия школы, по секрету от учителей и родителей. При этом руководителем (лидером) становится рядовой участник, признанный таковым всеми остальными участниками. Для школы такой туризм - явление отрицательное (так как туристское мероприятие проходит без контроля и влияния педагогов). В студенческой среде такой туризм занимает основное положение и не является отрицательным .
У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:30

Наверное, в школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом, но все эти прилагательные характеризуют лишь частности туризма, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму. Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.п.
Курилова В.И. в своих исследованиях указывает, что коренной, неизменный признак, такой, без которого само понятие «туризм» исчезает, «корень» туризма заключается в перемещении человека в пространстве от места его постоянного проживания в какие-либо другие места. Без перемещений нет туризма. Вместе с тем и «перемещение» тоже не полностью определяет туризм, так как оно свойственно многим другим явлениям - научным экспедициям, служебным командировкам, военным походам, поездкам в гости, на отдых и т.д. Перемещение как непременный признак туризма само имеет по крайней мере три отличительных элемента - признака второго порядка, которые придают туристскому перемещению специфические черты:
1. перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, не по обязанности, а по самостоятельно принятому человеком решению (или по решению, совместно выработанному коллективом людей); здесь исключением является плановый туризм, при котором человек-турист не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещений;
2. туристское перемещение производится во время, свободное от служебных обязанностей, учебы. Исключение сделаем лишь для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей, воспитателей и др.;
3. перемещение туристов всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого турист возвращается к месту постоянного проживания.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Педагогика

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 04 фев 2012, 20:28

Результатом занятий туристско – краеведческой деятельностью в целом является “гармоническое развитие личности учащегося, формирование здорового образа жизни” Под “гармоническим развитием” здесь понимается в первую очередь разностороннее и здоровое развитие детей – и нравственное, и физическое, и эстетическое, и т.д. Основным средством ее осуществления служит туристско-краеведческая деятельность учащихся. Походы с детьми организуются в течение всего года, имеют активный самоиспытательный и познавательный характер, побуждают участников учитывать интересы группы в условиях интересной автономной и подчас физически и психологически трудной жизни вдали от родного дома, инициируют чувство ответственности за порученное дело в походе. Важно также, что в данном подходе к организации туристской деятельности для всех детей обязательна сменность походных должностей, что делает накапливаемый ими туристский опыт более разнообразным и универсальным.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron