Перспективы развития инклюзивного образования в общеобраз...

Модераторы: Нестеренко Т.Н., Кор.пед.

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Степанова Светлана » 06 фев 2012, 08:34

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Степанова Светлана
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 08:14

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 05 фев 2012, 19:35

Инклюзивное образование требует от всех, причастных к нему, мудрости и мужества – в постановке и решении непростых задач. Но если это путь от культуры полезности, к культуре достоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса – то кто сказал, что этот путь будет легок. Инклюзивное образование – одна из немногих системных инноваций в образовании, инициированных «снизу» - родительским сообществом детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители проявляет в этом вопросе подлинную субъектность – это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности и профессионализма зависит ее реализация на практике.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 18:18

Российский и зарубежный опыт инклюзивного образования отчетливо показывает, что одним из наиболее важных условий его успешности является система ППМС-сопровождения. Отсюда понятно, что инклюзивное образование – новый вызов психологической службе области. Всем нам, специалистам системы комплексного сопровождения, предстоит решить целый ряд новых для себя вопросов: кого сопровождать, где, как, когда, какими методами.
Без своевременно и качественно оказанных услуг комплексного ППМС-сопровождения ребенка с ОВЗ, семьи и родителей инклюзия может в лучшем случае оказаться неэффективной, а в худшем - нанести непоправимый вред всем участникам образовательного процесса, поэтому необходимо всеми силами приблизить их к месту проживания и обучения детей – в сельские территории. Хорошим решением станет организация постоянно действующих муниципальных ПМПК во всех, без исключения, муниципальных территориях и городских округах и ППМС-служб, определение опорных школ, ресурсных центров по инклюзии на базе существующих с/к ОУ и ДОУ, обладающих достаточным опытом и порой уникальными технологиями работы с детьми с ОВЗ.
При этом недостаточно только создать саму инфраструктуру психологической службы, в муниципальных территориях, но и изменить методологические подходы к работе психологов с проблемами детей с ОВЗ: перейти наконец от селективной диагностики к диагностике развития (выявления ресурсов ребенка), от терапии стрессовых состояний педагогов, не принимающих особенных детей – к совместному поиску с ними психологически целесообразных условий обучения таких детей, от коррекции отдельных проблем в развитии детей – к сопровождению всей ситуации их развития в школе.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 18:13

Инклюзивная школа – сложный и дорогостоящий социально-образовательный проект, но если бы он не давал значимых социальных, нравственных, педагогических эффектов, вряд ли бы он нашел такую поддержку в политических, финансово-экономических, научных, педагогических кругах почти в 40 странах мира. Думаю, вполне уместно говорить о том, что образовательная инклюзия – это признак движения и нашего российского общества от культуры полезности, где пролетарий ценился выше интеллигента, а член партии выше беспартийного, к культуре достоинства. Как утверждает автор этой идеи А.Г. Асмолов: «В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны.
Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, к выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории».
Важно отметить и тот факт, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 17:49

Еще одной проблемой реализации интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями является стойкое нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей в интегрированных классах, совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому приняв ценности инклюзивного обучения, требуется в каждом ОУ, районе выстраивание системы работы с общественностью по подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 17:45

Эффективность инклюзивного образования зависит:
от сотрудничества специалистов разных областей: здравоохранения, образования, социальной защиты;
от грамотного использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других учреждений;
от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 17:44

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
• Отсутствие гибких образовательных стандартов.
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
• Отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
• Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, настороженное, местами даже негативное отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Angelika Ignateva » 03 фев 2012, 05:23

Добрый день, уважаемые коллеги!
Разговор о переходе к инклюзивному образованию ведется уже давно. По этому поводу существует различные точки зрения. И я во многом согласна с мнением моих коллег. Да, конечно, с одной стороны - это действительно очень хорошая идея - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах, но с другой стороны все ли образовательные учреждения сегодня готовы принять и обучать детей с ограниченными возможностями здоровья? Хотелось бы поддержать мнение коллег в том, что сегодня наши образовательные учреждения: детские сады, школы не готовы к приему детей с ОВЗ. Не подготовлена материально-техническая база, проблема с кадровыми ресурасми и тд. и т.д. Об этом уже говорили мои коллеги. Но не только не готовы к приему детей с ОВЗ образовательные учреждения, но, думаю,что и сами дети, особенно, в массовой школе, не готовы обучаться с детьми с ОВЗ. К тому же, почему-то никто не говорит и не вспоминает о тех результатах и достижениях в воспитании, обучении, лечении, интеграции и социализации детей с ОВЗ, которые имеют специальные (коррекционные) учреждения. Даже как-то обидно. В любом случае, переход к инклюзивному образованию не требует спешки, а требует продуманной политики, обдуманных решений.
С уважением, Игнатьева А.
Angelika Ignateva
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 фев 2012, 04:03

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Соколова Е.А. » 02 фев 2012, 06:12

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание на то, что появился новый раздел нашего форума "Опрос". В данном разделе будут размещены вопросы на разные темы. Приглашаем принять участие в проводимых опросах. Это займет не более 15 секунд.
Для перехода к опросу необходимо выбрать раздел «Опрос» или перейти по адресу: http://monitoringirorb.ru/index.php?opt ... &Itemid=69
Соколова Е.А.
 

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение А.М. Кириллова » 01 фев 2012, 16:17

В настоящее время инклюзивное образование, находящееся в стадии становления, по умолчанию противопоставляется уже сложившейся в России системе специального коррекционного образования. Такое противопоставление ничем не обосновано. Ведь чем больше вариантов получения образования предлагается ребенку, тем больше возможностей для его полноценного развития и, в итоге, повышения его конкурентоспособности. Именно поэтому инклюзия и специальное коррекционное образование не разные полюса и не параллельные системы— это составляющие одного целого образовательного пространства для детей с ОВЗ, что косвенно подтверждается стихийно сложившейся обстановкой в современном образовании: часть детей включены в систему коррекционного обучения, а часть посещают обычные общеобразовательные школы. Все зависит от физических и образовательных возможностей ученика и реабилитационных возможностей медицинских учреждений по месту его жительства.
В настоящее время бурно развивается еще одна составляющая образовательного пространства для детей с ОВЗ — дистанционное образование, значительно расширяющее границы возможностей учеников, обучающихся на дому в получении качественного образования.
Таким образом, сохранение и возможное увеличение разнообразных форм получения современного образования позволит учесть особенности, интересы, возможности детей с особыми образовательными потребностями, без ущерба их дальнейшей интеграции в общество.
А.М. Кириллова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 14:57

След.

Вернуться в Коррекционная педагогика.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron