Жукова Ю.А. » 03 фев 2012, 09:37
Итак, приняты ФГОСы нового поколения для основной школы... Ура, товарищи?...
"Педагоги столкнулись с проблемой, связанной с отсутствием единых стандартов в создании рабочих программ", - читаю в одном из сообщений на форуме... К сожалению, "не существует единства в понимании того, что мы называем универсальными учебными действиями", - цитирую другое... Все это возбуждает отнюдь не оптимистическое настроение.
На мой взгляд, новые стандарты не предусматривают кардинального переворота в системе школьного филологического образования, т.к. содержание, например, литературного образования в основной школе не претерпело никаких изменений. Что касается глобальных целей обучения… На мой взгляд, и в разделе ФГОСа-2, посвященном описанию целей обучения, произошла замена одного понятия другим: компетенций и компетентностей – на планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Разве за время действия предшествующих стандартов (и ранее) мы не воспитывали «квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров»?.. И метапредметные цели и виды деятельности учащегося («умение определять понятия», «владение основами самоконтроля, самооценки» и др.) кажутся мне совсем не инновационными…
Кроме того, в стандарте отражено, что обязательные программы отдельных учебных предметов должны содержать и «пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета», и «личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета»... Получается, что формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета по сути то же, что и формулировки целей обучения. Тогда какой смысл выносить перечень планируемых результатов за пределы пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы по предмету?...
Увы, у нас стало уже традицией то, что с принятием очередного документа, регламентирующего процесс обучения и воспитания, в разы увеличивается бумагооборот. Учителю стало некогда заниматься своими прямыми профессиональными обязанностями: ему надо думать о ФОРМЕ плана!.. Учебно-тематического. Ясно, что без учебно-тематического планирования не обойтись при составлении рабочих учебных программ учебных предметов или курсов. Но почему бы авторам стандартов и иных нормативных документов не предложить уже готовые единые формы необходимой документации?.. Вот проблема.
Тем не менее проблему надо решать. Своими силами. Каким мне видится учебно-тематический план курса? Если его представить как таблицу, то, наверное, он должен состоять из следующих столбцов: № по порядку – Наименование раздела/темы – Количество часов – Виды деятельности учителя – Виды деятельности учащихся (с разбивкой на предметные и метапредметные) – Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования. Один «минус» у такой формы: любой такой учебно-тематический план будет казаться неимоверно громоздким, хотя и выдержанным в рамках требований ФГОСов-2.