Касьянова Г.Е. » 06 фев 2012, 09:33
Работая в классах физико-математического профиля, глубоко убеждена, что знание теории – необходимость. Поэтому уже с пятого класса предлагаю такую организацию мыслительной деятельности обучающихся, которая исключает механическое запоминание готовых рассуждений, требует от них понимания смысла и структуры того или иного понятия, умения самостоятельно формулировать определения. Особенно успешно это получается у меня на геометрическом материале.
Изучение любой главы начинается с формирования банка вопросов по всей теме. Перечень вопросов доводится до сведения каждого ученика (выставляется на сайте учителя, в электронном дневнике, по просьбе отдельных ребят раздаётся и печатный вариант; в обязательном порядке вывешивается на стенд в кабинете математики).
Впечатлённые количеством вопросов, пятиклассники с первого урока по теме добросовестно выполняли домашнюю работу, в том числе отвечая на часть изученных вопросов. Примечательно, что ответы на некоторые вопросы можно было найти в учебнике, предварительно решив исследовательские задачи.
Ставка была сделана и на родителей. Встречаясь с ними на родительском собрании и индивидуально, обратила внимание на заинтересованность взрослых. Если в конце четвертого класса, когда детям раздали учебники, многие возмущались содержанием, казалось что задания очень простые, то уже после двух месяцев отношение изменилось. Предлагаемые задачи учебника решали всем миром: родители пытались навязать детям громоздкие алгебраические решения, опираясь на неизученный материал. Разбирая эти задачи в классе, дети восхищались красотой и простотой арифметических решений, полюбили «говорящие» схемы и чертежи, и постепенно родители вместо роли консультанта получили роль слушателя. Одна из мам мне рассказала, что при решении задачи-исследования (№ 276 учебника) «Постройте окружность и проведите её диаметр АВ. Постройте угол АСВ с вершиной С, лежащей на окружности. Каким (острым, прямым или тупым) является этот угол? Постройте и измерьте ещё два угла с вершинами на окружности, «опирающиеся» на диаметр. Какой вывод можно сделать?» её дочь разговаривала и спорила сама с собой, у неё каждый раз получался прямой угол. Девочка дополнительно построила ещё несколько углов и уже не сомневалась в своём решении. Мама лишь вздохнула, сказав, что она в своё время это узнала, когда готовилась в институт. А так бойко ответить на вопрос 13, как её дочь, она уже и не сможет. (Авторы учебника предложили детям задачу из зоны ближайшего развития, расширив при этом терминологическую речь школьников).
На изучение главы отводилось 7 часов, пятиклассники были предупреждены о дне, когда будет проводиться зачёт. Им не давала покоя мысль, как за один урок учитель может опросить каждого по такому большому количеству вопросов. Все ждали традиционного письменного опроса. Я же утверждала, что буду опрашивать устно.
И вот долгожданный день настал. Объявляю, что за зачёт каждый ученик получит две оценки. Для этого класс разделила на две группы (например, правая и левая части класса). Первая группа будет работать 18 минут с учителем устно, вторая в это время выполнит письменные задания по теме. (Их количество избыточно, детям нужно выполнить как можно больше. Каждому предстояло предварительно оценить задание и время на его оформление, и выбрать самую оптимальную траекторию движения.) Затем в течение 2 минут учитель объявит оценки за устный опрос по количеству набранных баллов. И по аналогии будет работать с другой группой. Инструктаж проведён, можно начинать.
Задаю вопрос. Лес урок. При выборе учеников стараюсь рассредоточить их по степени трудности вопросов. Темп очень высокий. Оказалось, что многие середнячки, кто выполнял указания учителя, но особой активности на уроках не проявлял, настолько хорошо подготовились к зачету, что некоторые не выдерживали конкуренции. В основном отличники, что на рабочих уроках не спеша отвечали на те же вопросы, или троечники, в надежде опять «отсидеться». Сейчас были все как на ладони, готовность каждого фиксировалась рукой, требовалась лаконичная формулировка и собранность. Совсем еще малыши, они внимательно слушали друг друга, находили ошибки, уточняли ответы, приводили различные определения одного и того же понятия, подсматривать в учебник было бесполезно, да, наверное и стыдно. Многие вопросы рождались экспромтом. Каскад вопросов учителя высекал каскад неожиданных, нешаблонных ответов школьников. И только учителю ясно, что открытие ученика подготовлено в великой тайне от него – последовательностью всей предыдущей работы на уроке. Это как фокус в цирке, только учитель совершает его через ученика.
Опрос окончен. Все притихли. Не слышно даже, как дышат. Ждут оценок. Я с этими ребятишками проводила такой зачёт первый раз. Были, конечно, и неправильные ответы, здесь выручали контрпримеры. А были и такие «перлы», что дух захватывало (как алгоритм измерения угла с помощью транспортира Игнатьевой Софьи или алгоритм построения угла заданной величины в редакции Васильева Николая из 5Г). А какая огромная сверхзадача такого урока: крепнет уверенность ребёнка в своих силах, творческих способностях, растёт авторитет его в глазах одноклассников, создаётся атмосфера успеха и радости. Оценила ответы, особенно выделив тех, кто впервые раскрылся в этот день. Это было неожиданно не только для меня, но для одноклассников, классных дам, которые посещают многие уроки класса, и наверное, для самого ребёнка. Таких оказалось в каждом классе не так много, им я поставила по две пятёрки. Приятно удивили некоторые троечники, которые на выпадавшие им вопросы давали безупречно верные ответы. Отметила, что некоторые отличники, сумев по баллам заработать «5», проиграли сами себе. Ведь обычно они блистали на уроке.
Забавно, но слух про зачёт пополз по гимназии и присутствовавшая на первом уроке классная дама посоветовала своей коллеге из параллельного класса обязательно пойти на математику. «Ты увидишь детей по-новому», – сказала она. А после зачёта в другом пятом классе мне рассказали как один мальчик, скакал потом на перемене по коридору от радости. На уроке был его бенефис, а ведь ещё три дня назад психолог гимназии подходила ко мне и спрашивала, как я могу охарактеризовать Кузнецова Кирилла из 5А. Скован, стеснителен, к урокам готовится относительно неплохо, ожидаемая оценка за полугодие «4». Родители мальчика очень переживали из-за высокой тревожности сына.
Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. Их глазки загораются, когда их учат чему-то значительному, важному для жизни вообще, а не для получения отметки. Я уверена, что импровизация возможна тогда, когда учитель, изучив методическую, психологическую, педагогическую литературу, уже сформировал свою систему преподавания. Тогда получается урок. Именно урок, на котором ребята приобретут не только какие-то специальные знания, но и будет проведена огромная работа по раскрытию их способностей. И конечно, за основу брать принцип, о котором писал известный психолог Л.С. Выготский. Он считал, что обучение должно подталкивать, вести за собой развитие ученика, несколько опережать его и прокладывать дорогу. Задания, которые рассматриваются на уроке, может быть, не совсем соответствуют уровню развития умственных способностей всех детей класса, но лежат в зоне их ближайшего развития, т.е. даются как бы на вырост, цель их состоит в том, чтобы пробудить в ребёнке новые творческие силы, о которых он ранее не подозревал.