Начальное образование

Re: Начальное образование

Сообщение Alfia » 05 фев 2012, 10:31

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к соморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1. учебные мотивы
2. учебную цель,
3. учебную задачу,
4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Alfia
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 11:52

Re: Начальное образование

Сообщение Гвоздик И.В. » 05 фев 2012, 10:31

Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по – настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимы для него.
Гвоздик И.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 08:40

Re: Начальное образование

Сообщение Юлия Алексеевна » 05 фев 2012, 07:45

В работе "Рабочие тетради "Олимпионик" как система интеллектуального развития младших школьников", представленной мной на обсуждение в интернет-педсовете, акцентрируется внимание не только на особенности того или иного предмета, но и учитывается общий интеллектуально-деятельностный подход к решению проблемы обучения и развития ребенка, затрагиваются проблемы формирования учебной деятельности в ее органичной связи с общеучебными интеллектуальными умениями. При составлении тетрадей учитывалось следующее:
- ориентация на личностное развитие, т.к. обращены к каждому ученику;
- тетрадь дает возможность работать с обучающимися разной подготовленности, разного уровня развития;
- занимательные и творческие задания, игры стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой;
- дозировка сложности заданий позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- системный подбор постепенно усложняющихся заданий;
- экономия времени за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия.
- тетради дают возможность вести системную работу по подготовке к олимпиадам, начиная с 1 класса.
Хотелось бы услышать мнение коллег по данной работе.
Юлия Алексеевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 14:11

Re: Начальное образование

Сообщение Юлия Алексеевна » 05 фев 2012, 07:20

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников учебной деятельности, и не столько предметных, сколько общеучебных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний в любых отраслях науки, по любому предмету.
Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития и саморазвития позволяют рабочие тетради. Главная их цель - преподнести детям необходимые сведения, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы.
Считается, что рабочие тетради должны:
-быть направлены на решение проблемы индивидуального развития школьников, коррекцию недостатков развития;
- содействовать успешности в обучении и развитии младших школьников, в овладении ими учебной деятельности;
- формировать и развивать общеучебные интеллектуальные умения, реализующие учебную деятельность;
- включать в себя систему заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития.
В настоящее время практически каждый УМК имеет рабочие тетради.
Юлия Алексеевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 14:11

Re: Начальное образование

Сообщение Лариса Алексеевна » 05 фев 2012, 06:55

Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Лариса Алексеевна
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 10:09

Re: Начальное образование

Сообщение Насретдинова Лариса » 04 фев 2012, 16:44

Доброго времени суток, участники форума!!!
Методические рекомендации учителю по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» по системе «Школа 2100»:
1. При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
2. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования познавательных УУД.
3. Успешность развития познавательных УУД главном образом зависит от ориентации на сущностные знания окружающего мира.
4. Формирование познавательных УУД реализуется а рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, а не только в рамках предмета «Окружающий мир».
5. Особое внимание следует уделить формированию знаково-символическим УУД, так как это позволяет избегать формализма мышления или формирования «псевдологического» мышления.
6. Для успешного формирования познавательных УУД следует учитывать общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету, а также критерии формирования познавательных УУД у младших школьников.
7. Эффективность формирования познавательных УУД в рамках курса «Окружающий мир» показывает целенаправленная работа на основе специальной системы заданий, способствующей активизации познавательной деятельности младших школьников.
8. Частота и систематичность работы по формированию познавательных УУД также способствует повышению уровня сформированности данного УУД.
9. Использование методов моделирования на уроках окружающего мира создает возможность развития логических УУД.
10. Формирование познавательных УУД должно строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Насретдинова Лариса
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:22

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 04 фев 2012, 15:16

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные: Универсальные учебные действия –система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивные универсальные учебные действия: Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия: Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия: Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Начальное образование

Сообщение Гараиева Нафиса » 04 фев 2012, 15:12

Одним из важнейших аспектов формирования учебных и общеучебных умений учащихся начальной школы является формирование читательской компетентности. Не секрет, что в последнее время интерес к чтению у детей сильно ослаб. Учителю и родителям порой сложно заинтересовать детей чтением. Учителя начальных классов МБОУ лицей г. Янаул стараются решать эту проблему с помощью одного из проектов "Центра развития молодежи" г. Екатеринбург - ""Первоклассной газеты". Газета представляет собой еженедельный листок. Обучающиеся знакомятся с материалами газеты, изучают предложенные статьи, затем на основе прочитанного выполняют увлекательные задания. Что хочется отметить, задания разнохарактерные, не надоедают. Газет содержит 30 тематических выпусков, по одному на каждую неделю учебного года. Считаю целесообразным использование этой газеты на уроках чтения, внекласссного чтения, во внеурочной деятельности. Судя по отзывам учителей, работа с газетой помогает расширять кругозор детей и побуждает их получать удовольствие от чтения.
Гараиева Нафиса
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 16:33

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 04 фев 2012, 14:59

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

-является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно
организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
-не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
-отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
-возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
-«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 04 фев 2012, 14:55

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Пред.След.

Вернуться в Начальное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron