Особенности формирование учебных и общеучебных умений на уро

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Галиева Файруза » 05 фев 2012, 13:32

В сегодняшней ситуации сложившейся в учебных заведениях, преобладают речевые занятия и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Однако использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса. Использование средств мультимедиа и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. Так как по данным ученых более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения этой информации.
Галиева Файруза
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 12:39

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Альбина » 05 фев 2012, 12:30

Я согласна с Тазетдиновой, прежде всего, надо заинтересовать учеников, показать, что знание является для них жизненной необходимостью. В современной литературе по методике отмечается, что если учащихся вовремя не заинтересовать предметом, в старших классах будет это сделать всё труднее и труднее. В среднем звене привить интерес к математике можно использованием игровых методов обучения, проведением различных соревнований, викторин. Не последнюю роль играет и проведение недель по математике.
Альбина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 15:43

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 13:02

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Поэтому использование ИКТ на уроках более продуктивен при формировании учебных умений и навыков.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Alfiy@ » 04 фев 2012, 12:48

Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Поэтому в своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
• Личностно-ориентированная технология обучения
• Технология уровневой дифференциации
• Проблемное обучение
• Исследовательские методы в обучении
• Игровые технологии
• Тестовые технологии
• Зачетная система
• Групповая технология
• Технология модульного обучения
• Информационно-коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Галиева Файруза » 04 фев 2012, 10:29

Уважаемые коллеги! Тема межпредметных связей, как и вас, заинтересовала меня давно. Я закончила БГПУ им. Акмуллы по специальности математика и информатика, поэтому с уверенностью могу сказать, что при изучении технических дисциплин нельзя отделять одну науку от другой. Происходит интеграция двух-трех, а то и более предметов. Физика, математика, английский язык – это те науки, без знания которых изучить информатику очень сложно. Знания, полученные на уроках информатики и ИКТ позволяют учащимся применить их и при изучении других предметов, делая процесс обучения более творческим и разнообразным.
Галиева Файруза
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 12:39

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение марат к. » 04 фев 2012, 06:19

Уважаемая Надежда Дмитриевнва! Ваше сообщения по всем форумам близки всем учителям физики, математики, информатики, думаю и для учителей других предметов то же. Я тоже думал о том, как быть с разночтениями по математике, физике и химии, (географии по моему тоже) связанными с обозначениями, единицами измерений, названий величин и т.д.. Все это мешает ученикам понимать единство мира, учителям приходится объяснять, переводить из математического языка в физический ... Решение проблемы одно: использовать во всех школьных, да и вузовских учебниках единию систему обозначений, взять за основу например СИ. (Проблема издательств и авторов). Это было бы большим вкладом в создание единой образовательной системы не только школы, но и страны.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Alfiy@ » 03 фев 2012, 18:01

Какие формы и методы наиболее подходят для развития
общеучебных умений и навыков по ступеням:

учебно-организационные

Начальная школа Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель – “режиссер” учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают задачу, при этом дети используют эти умения на уроке.

Основная школа Проблемно-диалогическая технология
Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических задач, в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель – консультант.

Старшая школа Исследовательская деятельность, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант (научный руководитель).

учебно-интеллектуальные

Начальная школа Объяснительно-иллюстративные методы
Репродуктивные
Частично поисковые

Основная школа Частично поисковые методы Проблемно-сообщающие

Старшая школа Исследовательские методы

учебно-коммуникативные

Начальная школа Групповая форма организации учебной деятельности учащихся

Основная школа Групповая форма организации учебной деятельности учащихся
Технология развивающей кооперации

Старшая школа Технология развивающей кооперации
Уроки-диспуты
Защита рефератов и исследовательских работ

учебно-информационные

Начальная школа Составление плана задачи
Работа с учебниками, энциклопедиями
Извлечение информации, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация и др.)

Основная школа Формулирование проблемных вопросов
Качественное и количественное описание объекта
Подготовка докладов, рефератов
Составление на основании текста таблицы, схемы, графика, диаграммы
Создание модели изучаемого объекта
Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования
Поиск информации в литературе и Интернете

Старшая школа Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
Сопоставление, отбор и проверка информации, полученную из различных источников
Преобразование информации из одного вида в другой
Представление информации в оптимальной форме
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Alfiy@ » 03 фев 2012, 17:36

Если классифицировать общеучебные умения и навыки, то можно выделить следующее:
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки.
Для реализации их на уроках математики необходимо:
• организация индивидуальных и коллективных форм работ;
• способствовать развитию анализа и синтеза;
• практиковать самоконтроль;
• создать соревновательный дух на уроках;
• научить ставить цели;
• организовать самообразовательную деятельность учащихся.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки.
Для их реализации необходимо:
• научить работать самостоятельно с учебником;
• научить пользоваться справочной и дополнительной литературой;
• научить составлять таблицы, схемы, графики, диаграммы;
• подготовка доклада, реферата;
• проведение эксперимента;
• использование разных видов моделирования.
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки.
Для реализации этих умений и навыков необходимо научить учащихся:
• выявлять существенные признаки объекта;
• определение соотношения компонентов объекта;
• проведение разных видов сравнения;
• установление причинно-следственных связей;
• оперирование понятиями, суждениями;
• классификация информации;
• владение компонентами доказательства;
• формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки
Для этого необходимо:
• научить выслушивать мнения других;
• владение математическим языком;
• ведение дискуссии.
• организация совместной деятельности.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Надежда Алдошина » 03 фев 2012, 15:36

Поддерживаю двумя руками предложение Марата К. о том, что необходимо использовать на уроках математики материалы из школьног курса физики, химии и т.д., учить детей абстрактно мыслить. В курсе физики, например, в разделе "механика" 9, 10 класс учащиеся испытывают трудности с построением графиков равномерного и равноускоренного движения, а ведь это по сути материал 7-8 классов по алгебре "прямая пропорциональность," "линейная функция" и "квадратичная функция", трудности на мой взгляд из -за того, что дети привыкают на математике только к переменным "икс" и "игрек", другие буквы в виде переменных не используют или используют очень редко, поэтому на физике очень часто простая функциональная зависимость перемещения от времени, скорость от времени или ускорение от времени у ребят вызывает затруднение для построения графика, нужно проводить аналогию и адаптировать детей на другие предметы, чтобы математические методы применялись на других уроках в полной мере. Другая особенность адаптации детей - это разные буквенные обозначения одной и той же величины в разных предметах, например, в химии и физике ( количество вещества"эн" в химии и "ню" в физике), а так же в разных системных единицах измерения - в разделе "молекулярная физика" молярная масса в кг/моль, а в химии- г/моль, и т.д. Дети трудно переключаются и надо им в этом помочь, кому же это делать как не нам - учителям. Поэтому необходимо для разностороннего развития учащихся использовать межпредметные связи и общими усилиями развивать способности детей к абстрагированию, получая двойную выгоду.
Надежда Алдошина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 20 янв 2012, 16:01

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Elen@ » 03 фев 2012, 13:39

Абсолютно согласна, что надо заинтересовать ученика предметом. Здесь все методы хороши: и игровые уроки, и творческие задания и т.д. и т.п. В моем детстве на уроках только решали задачи из учебника. До сих пор помню, как было скучно...
Elen@
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 03 фев 2012, 03:03

Пред.След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron