Альбира » 03 фев 2012, 08:39
Будучи учителем английского языка с 32 - летним стажем хочу поделиться своими соображениями с Эльзой А.,которая просит поделиться опытом по формированию коммуникативных умений. Для теоретической подготовки могу порекомендовать труды Е. Н. Солововой, В.Г.Апалькова. Также очень много описаний разнообразных методик и педагогических технологий. Но в том - то и дело, что педагогическая биография учителя индивидуальна. Не сразу и не каждый становится мастером. Применение теории на практике требует некоторых навыков теоретического мышления, которыми располагают не все, лишь потому, что люди априори разные. Зачастую знания учителя по разным причинам не доведены до уровня обобщённых умений, необходимых для работы. В результате, учитель овладевает педагогическими умениями не под влиянием теории, а на эмпирическом уровне (путём проб и ошибок). Сами факты воспитания не дают опытности. Они должны классифицироваться в уме педагога, обобщиться, сделаться мыслью. И вот эта мысль становится правилом воспитательной и обучающей деятельности педагога. И передаётся не опыт, а идея, т.е. та же мысль. Умения в области педагогической техники плюс педагогические знания и интуиция составляют педагогическое мастерство. Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает уровень развития речи учителя. В деятельности учителя необходима культура речи - чёткая дикция, "поставленный голос", разумное использование жестов и мимики и даже правильное дыхание. Педагог лучше справляется со своими обязанностями, если опирается на сильные стороны своей личности, в том числе и мышления. Вспомните, как учились лично Вы, чтобы добиться цели - получить высшее образование. Ставьте себя на место ребёнка и чаще давайте практические советы из своего опыта овладения теми или иными умениями. Если учитель не готов к квалифицированному теоретическому решению педагогических задач, если он не анализирует ситуации, если все задачи решает раздельно и не интересуется причинами неудач и успехов, то это непрофессиональное решение педагогических задач. Педагогическое мастерство индивидуально, его нельзя передать из одних рук в другие. Одна и та же технология может использоваться разными учителями. Успех дела зависит от уровня мастерства учителя, от его умения ставить педагогическую задачу и определять способы её оптимального решения.