Ахкиямова И.Х. » 03 фев 2012, 17:34
Возвращаясь к теме форума хочется сказать , что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.
Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог.
Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно
выполняемых приемов логического мышления:
прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;
прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета;
прием подведения под понятие.
В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе).
На уроках природоведения используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации ( На пути туристов встретились следующие формы земной поверхности: плоская равнина, горы. Изобразите схематически формы поверхности, по которым двигались туристы).
Каждый грамотный человек должен знать и уметь читать карту. Основы этого умения закладываются на уроках природоведения в начальной школе. Своеобразие ее в том, что состояние и связи объектов показаны очень компактно с помощью цвета, линий, цифр, слов.
Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,…
Культуру чувств и образное мышление развивает умение смотреть картину. Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными и психологическими особенностям, так как у них образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свом переживания в виде рассказов, сочинений во многом помогает выявить содержание произведения искусства.
Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чет-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта.