Добрый вечер, участники форума!Бажина Оксана затронула очень важный вопрос-вопрос преемственности.Но меня волнует более проблема преемственности между начальным звеном и ДОУ.В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы , так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Дошкольное и начальное образование в нашей стране традиционно развиваются отдельно друг от друга. Сейчас для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы, многие считают достаточными такие, например, формы, как совместные педагогические и родительские собрания.
. “Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться на уже имеющийся опыт. Достижение преемственности обеспечивается психологически и методически обоснованным построением программ и учебников, соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся. ... Преемственность как процесс развития представляется в планировании содержания образования, в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения, соблюдении единства педагогических действий и требований, создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков”. (Педагогическая энциклопедия. - М.. 1966).
Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения ( ДОУ ) (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей , всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) ведут к невостребованности образования , полученного ребёнком в детском саду.
Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:
• Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
• Для начального образования : опора на достижения дошкольного детства;
• Согласованность программ ДОУ и начальной школы ;
• Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
• Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
При подготовке к форуму обнаружила, что, оказывается, имеется Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») . Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».Из программы: «Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования».
Коллеги, занимались ли ваши ученики в ДОУ до поступления в школу по программе «Детский сад2100»? Как она реально формирует психологическую готовность детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.) и ,конечно, содействует ли созданию условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка ? или нет различия особого?