Халикова Л.Р. » 01 фев 2012, 13:20
В условиях введения и реализации ФГОС нового поколения психоло-гическое сопровождение учебной деятельности, как уже отмечалось, связано с диагностикой метапредметных результатов учебной деятельности, результатом которой выступает построение индивидуального образовательного маршрута учащегося. Задача педагога-психолога заключается в разработке рекомендаций по построению этого маршрута, учитывая способности ребенка, зону ближайшего развития и его потенциальных возможностей, а также возможностей самого образовательного учреждения. В виду этого в рамках нашего педсовета представляется целесообразным уточнение понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
«Для рассмотрения сущности проблемы индивидуального образова-тельного маршрута представляется необходимым обратиться прежде всего к материалу педагогических исследований, раскрывающих различные подходы к понятию индивидуальный образовательный маршрут школьника.
Понимание образовательной программы как маршрута ученика — первого из рассматриваемых подходов к раскрытию понятия инди-видуальный образовательный маршрут — наиболее полно дано в сборнике «Образовательная программа — маршрут ученика» под ред. А. П. Тряпицыной (СПб., 1998. Ч. 1). Образовательная программа рассматривается как своеобразная модель путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ученика. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения.
Формируемая как индивидуальный образовательный маршрут образовательная программа является сложно структурированной. В ней выделяются целевой, содержательный, технологический, диагностический, организационно-педагогический, результативный аспекты.
Целью результативного прохождения по индивидуальный образова-тельный маршрут является достижение учеником определенного уровня образованности (грамотности, функциональной грамотности, компетентности). Типология индивидуальный образовательный маршрут может быть проведена в соответствии с типами образовательных программ (базовая, расширенная, гимназическая, лицейская и пр.) Соответственно, варианты прохождения по индивидуальному маршруту определяются особенностями прохождения учеником по образовательным программам разных типов, в соответствии в его возможностями, потребностями, интересами и др. В индивидуальном маршруте возможны изменения через переход с одной образовательной программы на другую.
Подход к образовательному маршруту как раскрывающему индивидуальный путь прохождения по образовательной программе явился первым из подходов, дававших достаточно целостное понимание индивидуальный образовательный маршрут. В нем отразилось новое видение образовательной программы, возможность гибкого вариативного использования ее материала, создания для ученика ситуации выбора. Более того, такой подход к индивидуальному маршруту предполагает отслеживание (диагностирование и коррекцию) и сопровождение ученика по маршруту с целью оптимизации и процесса, и результатов продвижения. Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается, по существу, как взаимодействие ученика с образова-тельной программой, потенциал которой может «работать» на ученика многовариантно и многоаспектно. Однако при всем этом маршрут остается в рамках образовательной программы, направляется и регулируется ею. Образовательная программа остается основным ориентиром и регулятором механизмов формирования индивидуальный образовательный маршрут, на которую накладываются индивидуальные особенности ученика.
Развитие подхода к образовательной программе как к маршруту ученика связано с построением маршрута на основе дифференциации образовательных программ. Основные идеи такого подхода — второго из рассматриваемых — состоят в следующем. В подходе используется расширительное и в определенной мере качественно новое раскрытие сущности образовательной программы. Дифференцирование образовательных программ позволяет превратить ученика в субъекта выбора, проектирования, реализации, изменений и осуществления индивидуальной образовательной траектории в соответствии с его возможностями, интересами, потребностями. Образовательная программа выступает как предпосылка условий продвижения ученика в образовании при осуществлении поддержки этого продвижения.
Школа, содействуя самоопределению, раскрытию уникальности уче-ника, построению его собственной биографии, должна приспосабливаться к возможностям его, к динамике развития, содействовать раскрытию личностных потенций, способности самостоятельно определять цели деятельности, находить методы их реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут отражает в совокупности индивидуальные особенности и возможности ученика, его выбор в соответствии с существующими образовательными потребностями.
Выделяемые типы и виды индивидуальных образовательных маршрутов построены на основе предметно-ориентированных и профильно-ориентированных образовательных программ.
Подход к дифференциации программ в соответствии с индивидуаль-ными и образовательными возможностями ученика позволяет раскрыть новые механизмы в формировании образовательного маршрута. Таким образом, можно будет говорить не только о выборе учеником своего образовательного пути, о самоопределении в ходе этого пути, но также о разработке элементов индивидуальной образовательной системы, способствующей достижению адекватных возможностям ученика результатов» (по Н. А. Лабунской).