Лилия Александровна » 04 фев 2012, 09:00
Фарит Фазылович, думаю, что "готовых рецептов" по организации учебной и практической базы для деятельности студентов в профессиональном образовании мы с вами не найдем, постольку поскольку сейчас они только создаются, апробируются, изучаются в режиме реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. Но давайте рассуждать логически - ключевым словом в вашем вопросе стоит слово "деятельность студентов". Все верно, так как именно она является помимо всего прочего предметом оценки в рамках образовательных результатов по новым стандартам системы НПО/СПО. В пятом разделе рабочей программы профессионального модуля "Контроль и оценка результатов..." в основных показателях мы оцениваем либо продукт деятельности, либо процесс деятельности. Могу предложить как один из вариантов организации процесса обучения с использованием практикоориентированных форм и методов, которые непосредственно формируют у наших обучающихся/студентов практические навыки осуществления их учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности. И здесь наша коллега права, оттого как современный преподаватель, мастер производственного обучения сможет перейти на более высокий уровень профессиональной компетентности, зависит наш конечный результат - освоят наши учащиеся профессиональные модули или нет, и что для этого потребуется дополнительно. Я не беру во внимание наличие необходимой материально-технической базы. Она сегодня далеко не соответствует новым требованиям ФГОС НПО/СПО. Да и новые учебники по ряду рабочих профессий, прямо скажем, оставляют желать лучшего. Что мы можем реально сегодня предпринять? Вспомним дидактику профессиональной школы, где рассматриваются различные формы и методы обучения. Несколько слов скажем о них. Вся наша отечественная система образования долгие десятилетия реализовывала так называемый "знаниевый подход",в центре которого были знания, умения, навыки. В предыдущие годы цели и задачи образования были адекватны целям и задачам того общества и государства. В современных условиях в профессиональном образовании цели определяет не только общество, государство. Заказчиком в современном профессиональном образовании сегодня становятся работодатели. Они совместно с образовательными учреждениями НПО/СПО определяют конкретный перечень профессиональных и общих компетенций. В многочисленных рекомендациях по разработке ОПОП ОУ НПО/СПО мы видим, что в современном образовательном процессе, ориентрованном на формирование навыков практической деятельности обучающихся/студентов, рекомендуется использовать интерактивные формы и методы - модельные, деловые игры, диалоговые технологии, профессиональное интервью, кейс-метод, метод портфолио, предусматриающие формирование навыков практической деятельности обучающихся/студентов, которая и будет являться их конечным результатом по освоению отдельного ПМ и всей ОПОП в целом при итоговой аттестации. поэтому как бы мы с вами не говорили - все опять-таки упирается в профессиональное мастерство преподавателя, мастера производственного обучения. И здесь только можно пожелать нам всем далнейшего профессионалного развития. Попробуйте использовать некоторые предложенные формы и методы. Результат не заставит себя ждать.