Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Модераторы: Гульназира С., Зилира Ахнафовна, Урал Булатович

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 28 янв 2012, 19:19

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 28 янв 2012, 19:17

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.

В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи: по строение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими слова ми, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Гилязова Ирина » 27 янв 2012, 04:02

Неотъемлемой частью управления формированием личностных и регулятивных УУД обучающихся является профильная и предпрофильная подготовка в школе.
В МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш образование на III ступени обучения ориентировано на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, обеспечение развития творческого потенциала, полное раскрытие способностей и возможностей подростков.
Учителя профильных классов работали по государственным программам и учебникам, рекомендованным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Программы обучения соответствуют рекомендованным, обеспечены необходимым учебно-методическим материалом. Преподавание профильных предметов вели учителя, которые имеют большой стаж работы и I и высшие квалификационные категории.
Наиболее перспективными в школе являются физико-математическое, социально-экономическое, физико-химическое направления. Структура профильного обучения формируется из трех типов курсов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных. При таком подходе, школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и саморазвитие рассматриваются в качестве приоритетной задачи. Профильные классы (группы) организовались на ІІІ ступени общего образования в целях: удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся, формирования устойчивого интереса, ориентации на профессии, связанные с учебным предметом, подготовки к обучению в учреждениях профессионального образования.
Во второй половине дня проводились элективные курсы, групповые и индивидуальные консультации по предметам, углубляющим профиль или расширяющим объем учебной информации по непрофильным предметам.
Учебные программы профильных предметов полностью выполнены и усвоены на качественном уровне. Осуществлялась их практическая направленность, выработаны базовые умения и навыки по ведущим темам. Этому способствовали следующие факторы: использование педагогами школы инновационных технологий и методов дифференцированного обучения, при проведении уроков и элективных курсов, индивидуальный подход к учащимся.
В целом, организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов позволяет создать условия для творческой самореализации учащихся, более полного удовлетворения социального запроса на образовательные услуги, способствует решению задач повышения доступности, качества и эффективности образования.
Профильному обучению в школе предшествует предпрофильная, профориентационная подготовка, осуществляемая в основной школе. Работа направлена на то, чтобы помочь ученикам сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи неизбежные в поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы. В работе по предпрофильной ориентации применяется комплекс мер: психологических, педагогических, информационных направленных на профессиональное самоопределение учащихся.
Предпрофильная подготовка – это специально организованная работа педагога-психолога, классных руководителей, родителей, самих учащихся, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и проектирование траектории дальнейшего обучения: обучение в профильном классе либо обучение в учреждениях профессионального образования. В связи с этим психологическое сопровождение предпрофильной подготовки ведется в 3-х направлениях: работа с учащимися, работа с учителями, работа с родителями.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Шабутдинова » 26 янв 2012, 17:18

Основным средством формирования УУД в курсе математики в начальной школе являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания должны побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Полученные УУД позволять в дальнейшем, основной школе, легче осваивать курс оновной школы.
Шабутдинова
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 14:57

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение KaptelNP » 25 янв 2012, 14:53

Одним из способов развития регулятивных УУД является проектная деятельность обучающихся.Проект - это эамысел, самостоятельная работа, которую нужно спланировать. Вся работа от постановки цели до конечного результата и защиты своего проекта обеспечивает развитие регулятивных универсальных учебных действий.
KaptelNP
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 10:59

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение pestysheva » 25 янв 2012, 07:40

Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса – педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Учащийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Поэтому современное образовательное пространство должно быть информационным в самом широком смысле этого слова.
Поделюсь опытом с какими трудностями мы столкнулись, с чего начать работу по созданию единого информационного образовательного пространства.Информационно-коммуникационные технологии и управление школой. Что может их связать в единое целое? Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, научно-методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы. Прежде чем ИКТ внедрять в управление руководителю необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки. Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.
С кого начать? Первой категорией обучаемых должна быть администрация. Пройдя обучение, руководители приобретают первоначальные пользовательские навыки. И возможности компьютера привлекают к решению управленческих проблем, хотя работа вначале строится на интуитивном уровне.
С чего начать? является ведущей в управлении школы на данном этапе. Для эффективного руководства школы в этот период можно определить главные критерии отбора информации:
• Полнота
• Конкретность
• Достоверность
• Своевременность
Большая часть имеющейся информации ОУ должна быть переведена на электронные носители. Необходимо сформировать электронный банк данных о школе:
• Данные об учениках
• Данные об учителе
• Отчетность
Более успешно решать названные проблемы можно с появлением специализированных программ для управления школьными базами данных. Подробнее про возможности. Эти программы позволяли достаточно быстро вести поиск необходимых данных, мониторинг качества образования, составлять статотчеты, а также иметь сиюминутную информацию об учителе и ученике. Наряду с готовыми программами необходимо использовать возможности суперкалка для составления тарификации, обсчета технологических карт для школьной столовой.
В результате использования компьютера накапливаются шаблоны различного вида документов. Эти матрицы позволяют более качественно и быстро выполнять работу по подготовке различной информации. Тем более, что большая часть информации носит цикличный характер. Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. К тому же существует достаточно много стандартных бланков, что освобождает от траты денег на их приобретение.
С появлением ОС Windows расширились возможности компьютера, но принципы работы с управленческой информацией остались теми же. У данной информации огромные возможности. Это и получение любых данных об учителе и ученике, диагностика и мониторинг образовательного процесса, отслеживание профессионального роста учителя, и т.д.
Легко поддается автоматизации и процесс составления расписания. Хотя учесть все не может ни одна программа, все-таки расписание, составленное на 90%, впечатляет любого. Комплект из АРМ «Школа», расписания, тарификации, библиотеки просто необходимы. Главное достоинство этих программ в том, что они с единой базой данных. Более того, в программе есть возможность отправки отчетов в вышестоящую организацию, так как готова и сетевая версия.
Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы. Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услугу. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.
Важным разделом контроля является контроль над качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих. Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления. Необходимо следовать правилу: «прежде чем контролировать, научи!». Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников.
Использование ИКТ позволяет избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Все это убеждает, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы, всего образовательного учреждения.
pestysheva
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 13:28

Re: Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение KaptelNP » 23 янв 2012, 15:36

Основным вектором развития современной цивилизации является стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Высокотехнологичная экономика требует от образования решения новых задач:
- повышение ценности креативности и коммуникабельности, индивидуальности;
- формирование умений применять учебные знания в реальной жизни;
- развитие навыков публичных выступлений, умение участвовать в дискуссиях;
- преодоление подходов, ориентированных на подражание и копирование;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ.
Без формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся добиться решения поставленных задач невозможно. Одним из способов развития требуемых компетенций является проектная деятельность обучающихся. Проект – это план, замысел, самостоятельная творческая работа. Постановка цели, составление плана работы, прогнозирование результата, оценка, - всё это развивает регулятивные УУД. Формированию личностных УУД: положительному отношению к учению, способности к самооценке, - способствует составление портфолио обучающихся. Положительная мотивация формируется в процессе осознания своих успехов.
Основным вектором развития современной цивилизации является стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Высокотехнологичная экономика требует от образования решения новых задач:
- повышение ценности креативности и коммуникабельности, индивидуальности;
- формирование умений применять учебные знания в реальной жизни;
- развитие навыков публичных выступлений, умение участвовать в дискуссиях;
- преодоление подходов, ориентированных на подражание и копирование;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ.
Без формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся добиться решения поставленных задач невозможно. Одним из способов развития требуемых компетенций является проектная деятельность обучающихся. Проект – это план, замысел, самостоятельная творческая работа. Постановка цели, составление плана работы, прогнозирование результата, оценка, - всё это развивает регулятивные УУД. Формированию личностных УУД: положительному отношению к учению, способности к самооценке, - способствует составление портфолио обучающихся. Положительная мотивация формируется в процессе осознания своих успехов.
KaptelNP
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 10:59

Управление формированием личностных и регулятивных УУД

Сообщение Урал Булатович » 23 янв 2012, 07:33

Управление формированием личностных и регулятивных УУД
Урал Булатович
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:29

Пред.

Вернуться в Управление образованием.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron