Особенности формирование учебных и общеучебных умений на уро

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение марат к. » 03 фев 2012, 09:54

Если речь идет о создание единого образовательного пространства для формирования общеучебных умений, то у меня для коллег-математиков есть предложение: почаще использовать на уроках математики материалы из школьног курса физики, химии, географии и т.д. Например, при изучении прямой пропорциональности соответствующие зависимости между физическими величинами (масса - объем, энергия излучения - частота), при объяснение пропорций нахождение массы или объема вещества по химической формуле, при изучение процентов материал из курса географии. Примеров уйма, все они способствовали бы не только осуществлению межпредметных связей, но и формированию метапредметных умений.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Галиева Файруза » 03 фев 2012, 05:19

В практике школы логические задачи, как правило,используются в основном для заполнения досуга и во внеурочных занятиях. А у таких задач много более важных достоинств. Одно из них заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов. Это становится возможным, когда задача для школьника является творческой, т.е. когда стереотипы его опыта оказываются недостаточными в силу неадекватности условиям задачи. Иначе говоря, ученик, решая логическую задачу, попадает в проблемно-конфликтную ситуацию: проблемную - поскольку имеющиеся у него средства, знания и умения являются недостаточными и требуется их адекватное преобразование соответственно условиям задачи для нахождения творческого решения;
Галиева Файруза
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 12:39

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Лилия Амировна » 03 фев 2012, 04:24

один из нестандартных уроков:
УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале исто¬рии дисциплины):
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточно¬сти.
2. Учащиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных за¬дания: составляют план и находят в материале ответы на по¬ставленные учителем вопросы.
3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.
4. Записи делают в таблице:
План лекции Ошибки Ответы на вопросы
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
6.Один из школьников называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное ут¬верждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.
8. Обсуждение следующей неточности (пп. 6 и 7).
Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.
Предложенные сканворды целесообразно использовать для тематического повторения основных определений и терминов при изучении темы “Основы программирования” (изучаемый язык программирования Pascal). Для обобщающего повторения следует сочетать решение сканвордов с практическим повторением умений и навыков.
Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.
После расшифровки учитель выясняет, кто из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему право назвать их. Все проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке?
Сканворд № 1
Основные типы данных. Структура программы в Pascal’е
Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.
Вопросы:
Перечислите служебные слова из сканворда, которые соответствуют каждому из четырёх разделов программы на Паскале.
(Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых библиотечных модулей - USES; раздел описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)
Укажите все неиспользованные в сканворде служебные слова из раздела описаний программы на Паскале.
(LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)
Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Паскале? Назовите их.
(Один - раздел операторов.)
Назовите основные типы данных и соответствующие им стандартные имена, используемые в сканворде.
(Целочисленный тип- INTEGER, вещественный тип - REAL, символьный тип - CHAR, логический - BOOLEAN.)
Укажите, какие операции деления возможны над данными целочисленного типа. Поясните их результат и назовите соответствующее стандартное имя, используемое в программе.
(а. Деление с остатком. Результатом является остаток от целочисленного деления. MOD; б. Целочисленное деление. Результатом является целая часть от деления. DIV).
Назовите стандартные имена для обозначения целочисленных типов данных, неуказанных в сканворде. Укажите соответствующий им диапазон значений и количество чисел.
( BYTE: 0…255, 28 чисел; SHORTING: -128…127, 28 чисел; WORD: 0…65535, 216 чисел; LONGINT: -2147483648…2147483647, 232 чисел.)
Какого типа данных должна быть переменная X, если в программе используется одна из перечисленных функций: ORD(x), CHR(x), PRED(x), SUCC(x)? Как её описать в разделе описания переменных?
(X - данное символьного типа, VAR x: CHAR;)
Укажите типы данных, в которых нет возможности ввода данных с помощью оператора READ.
(Логический тип данных - BOOLEAN.)
Назовите операцию, которая в целочисленном типе данных невозможна, а в вещественном типе данных имеет место. Объясните причину невозможности.
(Обычное деление. Данная операция невозможна над данными целочисленного типа, так как в результате его могут получиться дробные числа, а целочисленному типу могут быть присвоены только целые значения переменных
Лилия Амировна
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 08:32

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение марат к. » 03 фев 2012, 03:45

При формирование умений на уроках математики нужно учитывать и психологические особенности учащихся. Всех учащихся условно можно делить на две группы:на тех, кто обладают математическим складом ума( способность к логическому, абстрактному и пространственному мышлению) и тех кто обладает наглядно-действенным мышлением. Обычно с первой группой не возникает проблем. При формирование математических умений у учащихся второй группы приходится больше использовать наглядный материал, приводить примеры из жизни, из художественной литературы. В этом отношение применение ИКТ является очень уместным.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Alfiy@ » 02 фев 2012, 14:36

Нестандартные уроки – это один из эффективных способов формирования учебных умений. На нестандартных уроках учащиеся получают нестандартные задания. Нестандартные задания представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, "расследования").
Ведь главный отличительный признак нестандартных заданий – это связь с продуктивной и творческой деятельностью, что способствует формированию учебных навыков. И нестандартные уроки больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки необходимо.
Alfiy@
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:22

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Лилия Ахметгареевна » 02 фев 2012, 10:31

Одной важной особенностью формирования специальных учебных умений на уроках математики является преемственность с начальной школой.В связи с этим на начальную школу возлагается высочайшая ответственность за все дальнейшее обучение математике. Если начальное обучение правильно организовано , тогда проблем нет. Если же ...Многие знакомы такой ситуацией: к началу учебного года некоторые пятиклассники забывают действия деления,путают или совсем не знают таблицу умножения.(Я считаю, что таблицу умножения должны знать все выпускники начальной школы.) Незнание таблицы умножения отрицательно повлияет на формирование вычислительных навыков в дальнейшем. В похожих ситуациях реальное решение проблемы преемственности обучения в 5 классе зависит только от учителя. Учитель предметник- математик,ясно представляющий архитектонику математики, сможет в дальнейшем правильно развить специальные учебные умения, сформированные в начальной школе.
Лилия Ахметгареевна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:53

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Соколова Е.А. » 02 фев 2012, 06:33

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание на то, что появился новый раздел нашего форума "Опрос". В данном разделе будут размещены вопросы на разные темы. Приглашаем принять участие в проводимых опросах. Это займет не более 15 секунд.
Для перехода к опросу необходимо выбрать раздел «Опрос» или перейти по адресу: http://monitoringirorb.ru/index.php?opt ... &Itemid=69
Соколова Е.А.
 

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Галиева Файруза » 01 фев 2012, 16:43

Да, в Линуксе очень хорошая версия для построения графиков. Детям это очень нравится. Построение диаграмм для учащихся 5-6 классов на компьютере - это просто супер. Ведь они могут создать различные типы диаграмм, увидеть результаты и сравнить ответы. Программа НК-График также предназначена для работы с графиками функций. Эту программу я использую при изучении функций, их графиков и свойств. С помощью Алгоритма построения "Построить с атрибутами" можно продемонстрировать график изучаемой функции, особые точки, асимптоты и другие объекты, которые отмечаются программой НК-График автоматически.
Галиева Файруза
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 12:39

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Шабутдинова » 01 фев 2012, 14:42

У нас имеется демонстрационный материал (слайды) для объяснения материала и для устного счета отдельно, при повторения и закрепления используем электронный учебник DrofaDOS , в котором имеются тренировочные задачи по всему курсу математики 5 - 9 классах
Шабутдинова
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 14:57

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение марат к. » 01 фев 2012, 12:19

Действительно применение ИКТ на уроках математики дает большой эффект, но хотелось бы услышать от коллег более конкретные сообщения, примеры. Я например в старших классах обязательно использую такое приложение как графопостроитель. (Очень удобная версия есть в Линуксе). Используя это приложение учащиеся легко строят графики даже сложных функций. Экономия времени огромная. Затем сравнивают графики построенные на бумаге с электронным вариантом, анализируют, меняют масштаб, меняют значения коффициентов и т.д. Примение компьютера при изучение графиков функций вообще одно из самых удачных идей. Очень удачно вписывается в ход урока применение графопостроителя при решение систем уравнения графическим способом.
марат к.
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 14:20

Пред.След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0