Анализ программ и учебников по татарскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник татарского языка Р.З. Хайдаровой. Проблема экологического воспитания в данном УМК освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 2-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у обучающихся желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста. В учебниках каждого класса есть разделы экологического характера. 1класс - «Лесные друзья», «Времена года», 2, 3классы – «Времена года», 4класс – «Мы помогаем птицам», «В мире животных», 5класс – «Мой край - Татарстан», 7класс – «Природа и человек», 9класс – «Человек и окружающая среда».
На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).
С первых лет изучения татарского языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.
Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость.
Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. Дети учатся рассказывать о своих домашних животных или о животных, которых они хотели бы иметь, о любимых растениях цветах, которые они выращивают у себя дома в саду. Ребятам всегда интересно говорить именно о своих делах, о том, что им близко, что их волнует.
Учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.
В старших классах за счет расширения рецептивного и активного словарного запаса, большей его комбинаторики, позволяет учащимся более полно излагать свои мысли, обсуждать проблемы. Это способствует возможность читать тексты разных жанров (от публицистических, научно-популярных до отрывков и современной художественной литературы,) переработка и передача информации, решение знакомых коммуникативных задач в новых ситуациях, создание реальных ситуаций..