Bkvbhf » 28 ноя 2017, 14:25
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Приведу отрывок из такого экологического урока:
1. – Сегодня урок родного языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Нефтекамске. Познакомимся с газетными публикациями о нашем городе.
Представление двух газет: первая рассказывает о производстве автозавода, вторая – о строительстве в парковой зоне, которая находится в центре города
Да, наш город Нефтекамск и красив, и интересен, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего города, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах Нефтекамска. Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии города.
Примерный список проблем
1) Наличие заводов, фабрик и других промышленных предприятий
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха,
неправильная парковка).
3)Несанкционированные свалки бытовых отходов
4) Состояние водоемов.
4. Переход к практической работе
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов
Подобные задания на уроках родного языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания родного языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.