Методические рекомендации по изучению экологии в предметах..

Модератор: Искужина Н.Г.

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:57

Предмет «экология» в советской образовательной системе являлся лишь разделом «биологии». Современная экология охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, гигиенические и нравственно-этические аспекты деятельности общества и человека.Экологическое воспитательное пространство детей широко: оно включает в себя влияние семьи, где, в первую очередь, определяется огромной ролью МАТЕРИ; дошкольных заведений, школы, учреждений дополнительного образования и культуры, средств массовой информации, а также сферой стихийного воспитания, являясь многофакторным и разноплановым. В первую очередь надо уделять внимание семейному экологическому воспитанию.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:53

Следует отметить, что провести экологическую практику в каждой параллели и во всех классах довольно сложно тем более, если в параллели не один класс, кроме этого подготовка к практике требует дополнительной подготовки учителя. Но тем не менее, возможно провести её для группы мотивированных учащихся, которая может набираться с разных классов параллели. Кроме этого возможно использовать экологическую практику как вариант пред - профильной подготовки в классах химико-биологического и географо-биологического профиля. Думается, что одной из проблем проведения подобной практики является отсутствие методики её организации, овладение которой поможет обычному учителю биологии средней школы полноценно реализовать её.
В целом такое построение и содержание экологической практики не только дополняет содержание теоретических курсов, но и обеспечивает её непрерывность и системность, а значит и эффективность экологического образования в одном из наиболее методически неразработанном среднем звене обучения
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:52

Думается, что экологическая практика может быть альтернативой трудовой практики, проводимой ежегодно для учащихся. Удобной возможностью проведения образовательной экологической практики в природе может быть организация городского оздоровительного лагеря, в котором чётко можно выделить группы учащихся по параллелям среднего звена.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:51

В современном экологическом образовании понятие «экологическая практика» рассматривается в нескольких смыслах. Наиболее распространённый смысл этого понятия подразумевает экологическую практику как организацию практической деятельности учащихся для решения экологических проблем своей местности ( например, убирать мусор в лесу и т.п.). В этом смысле экологическая практика имеет конкретное и узкое практическое значение. Не снижая значимость этой формы, когда ребята приобретают ценный опыт социально-значимой деятельности, всё-таки следует признать, что такая практика имеет очень ограниченное образовательное значение. В самом широком смысле экологическая практика – это действия учащихся или взрослых по выявлению каких либо фактов и закономерностей экологического содержания разнообразными способами в природе. Такая практика имеет разнообразное (обучающее, воспитательное, развивающее) образовательное значение. Исходя из анализа методической литературы и опыта нашей школы экологическую практика может быть логическим продолжением прежде всего курсов географии и биологии.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:50

Следует отметить, что варианты образовательных программ, разрабатываемые для этих форм предусматривают развитие экологического мышления, мировоззренческие цели, но любая организация работы в природе оказывает многообразное мощное воздействие на личность обучающегося. Этим объясняется необходимость введения таких форм в повсеместную образовательную практику.
Одной из наиболее эффективных, и самых редких, по нашему мнению, форм экологического образования в природе, опыт организации которой сложился в нашей школе, является экологическая практика.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:49

Не секрет, что школьное экологическое образование эффективнее развивать по смешанной модели, для которой обязателен урок экологии и разные внеурочные и внеклассные формы образования. Однако, в последние годы в связи с тенденцией перехода образования на концентрические программы и сокращения часов на естественно-научные дисциплины в основной школе, возможность введения курса «Экология» в среднем звене обучения незначительна. Несмотря на попытку введения курса «Экология» в старшем звене обучения, что несомненно, является необходимым звеном непрерывной системы школьного экологического образования, базовая система экологических знаний и умений обучающихся должна быть заложена в среднем звене обучения.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:48

Сегодня нужны альтернативные варианты школьных программ, исходящие в первую очередь, от профессионалов науки чьё участие в создании новых школьных учебников необходимо. Очевидно, что эту работу следует проводить в тесном контакте с учителями и специалистами в области образования. И, наконец, всё это поможет формированию экологизированной личности, способной сосуществовать с Природой в согласии и гармонии.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:45

Химия и биология давно уже создали образовательный блок, в который должна войти экология в силу очевидной теперь важности природных биогеохимических циклов, их антропогенных деформаций и появление новых химических потоков, вызывающих столько острых социальных, медицинских и иных проблем. К группе этих дисциплин присоединяется география, особенно её разделы, касающиеся вопросов народонаселения, размещение промышленности и сельского хозяйства. С укреплением блока возрастает его внутренняя структура и межпредметные связи. Средняя школа по многим параметрам переживает трудности. Между тем, именно в этом звене формируется уровень знаний большинства учащихся, заканчивающих школу и приступающих к работе, и не менее ценного меньшинства переходящий в высшую школу. Эти знания остаются фундаментом для химика, включая химика – эколога.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:44

Экологическое образование начинается уже с детского сада в процессе знакомства с природой; в начальной школе продолжается циклом дисциплин «Окружающий мир», далее - «Естествознание и окружающая среда» и на завершающем этапе среднего образования введется обязательный курс с условным названием «Человек и природа».
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение В. Лариса » 23 ноя 2017, 15:43

Для того чтобы стать «экологической личностью», истинным гражданином Вселенной, очень важно эмоциональное увлечение заботой о Земле. Идеально, если каждый человек найдет на Земле место, которое ему дорого и которое он бы хотел защитить. При этом необходимо, чтобы из привязанности к любимым местам у человека возникло чувство с единством мира и уважение к жизни, как к уникальному космическому явлению.
В. Лариса
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 15:28

Пред.След.

Вернуться в Методические рекомендации по изучению экологии в предметах социально-гуманитарного цикла

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron