Методические рекомендации по изучению экологии в предметах..

Модератор: Искужина Н.Г.

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Rima » 21 ноя 2017, 16:35

Добрый вечер! Цель экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности: донесение до детей осознания того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы. Учитывая межпредметные связи русского языка и литературы, важно изучать литературные тексты как с точки зрения эстетики, так и экологии, указывать на произведения современных писателей, в которых все чаще звучит тревога за судьбу природы. Не только говорить и рассказывать, а также показывать и доказывать, как важно сейчас решать экологические вопросы.
Rima
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 15:16

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Rima » 20 ноя 2017, 14:41

“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”. Это слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Строки замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева
Любой писатель, русский или зарубежный, думали далеко вперёд. Читая эти строки, задумываешься о том, что нас ждёт впереди, если сейчас не говорить об этом.
Rima
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 15:16

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:20

В курсе обществознания изучаются темы: «Глобальные проблемы современного общества», «Роль экономики в жизни общества», « Демографическая ситуация в России и мире», «Смысл и направленность исторического развития» и другие. Все они напрямую связаны с актуальной проблемой современности – экологическим состоянием мира и человека Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:19

При изучении вопросов индустриализации поднимаем проблему загрязнения окружающей среды, её влияние на человека. Разрабатываем проекты прогрессивного развития промышленности в условиях сохранения чистоты окружающей среды. Прогресс остановить невозможно, но при этом, мы можем продуманно и взвешенно подходить к обеспечению безопасности жизнедеятельности общества и природы. Основным фактором развития, на наш взгляд, является гарантия экологической безопасности. Именно поэтому в начале XXI века учёные выступили с необходимостью широкого внедрения и распространения экологического образования всех слоев населения.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:18

История человечества – это история войн. При анализе хода событий и результатов выделяем проблему нарушения экологического состояния природы и человека.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:17

В исторической науке за весь период её развития изучению проблем взаимодействия общества и природы уделялось серьезное внимание со стороны ученых. Экологический подход присущ историческим и обществоведческим наукам. Остановимся на практической реализации формирования экологического сознания в процессе изучения истории.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:16

Человечество только во второй половине XX века задумалось над вопросом влияния продуктивности биосферы на качество условий жизни самого человека. Важная роль в овладении современными знаниями и жизненным опытом отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей, по существу работает на будущее: овладение экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение Чубараева М.В. » 19 ноя 2017, 17:14

Гармония человека с окружающим нас миром обеспечивается за счёт овладения экологическими ценностями. Овладеть экокультурой, применять её в повседневной жизни – цель современного образования. Считаю, что предметы социально-гуманитарного цикла способствуют достижению этой цели.
Чубараева М.В.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 14:22

Экологическое образование младших школьников с использование

Сообщение akbacholga » 17 ноя 2017, 15:26

Экологическое образование младших школьников с использованием межпредметных связей
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Одним из принципов экологического образования ученые рассматривают межпредметные связи. Их руководящая роль позволит детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство и взаимосвязь неживой и живой природы, человек – часть природы.
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.
Большие возможности имеют экскурсии. Они позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроках математики при изучении темы «Решение задач» можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.
Задача 1. Бельчата появляются на свет слепыми и голыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде питаясь молоком матери. Сколько дней они находятся в гнезде?
Задача 2. Летом лось за сутки съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в 1 месяц (в 3 месяца )?
Развитию экологических представлений способствуют приемы, используемые при изучении элементов геометрии:
- моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;
- нахождение в данной фигуре (человечка, животного и др.) геометрических фигур;
- создание картины (фигуры) из данных геометрических фигур.
Изучение материалов о природе на уроках чтения, родного и русского языков, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями писателей.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ель, ворона и т. д.). ( Приложение 1 )На уроках родного языка учитель может предложить задания такого типа: объяснить значение пословиц, отгадать загадки, написать названия близлежащих озер нашего села, составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение и др.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения. Произведения писателей-натуралистов Г.Скребицкого, Б.Чарушина, М.Пришвина, якутских писателей Е.Макарова, И.Сосина позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе. При изучении произведений можно задать вопросы, позволяющие задуматься:
- Что ты открыл для себя в этом рассказе?
- Подумай, что можно сказать о зайчатах?
- Какие картинки можно нарисовать к тексту?
-Что помог тебе увидеть в зимней природе автор?
Таким образом, межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательное значение, активизируют деятельность учащихся, пробуждают в них интерес к познанию природы.

Упражнения для 4 класса.

1. Прочитай. Выпиши из них только имена существительные 1-го склонения .
Животные и люди привыкли к суровой зиме. Зимою по лесу бродят громадные лоси, в поисках пищи бегают лисицы, зайцы и волки. Не боятся зимних морозов глухарь, куропатка, рябчик, ворон, клест и даже маленькая синица и воробей. А некоторые животные: тарбаганы, суслики, бурундуки – зимою спят. Хозяин тайги медведь тоже спит в своей берлоге.
Что ты открыл для себя в этом тексте?
2. Отгадай загадку и произведи фонетический разбор этого слова.
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Что означает это слово? Если не знаешь, посмотри в любом толковом словаре.
3. Прочитай. Представь эту полянку. Как ты думаешь, кто виноват? Вспомни случай из своей жизни. Разбери по составу выделенные слова.
Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!
Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.
Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.
Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.
Бывшая лесная полянка.

По Н.Сладкову
akbacholga
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 15 ноя 2016, 15:58

Re: Методические рекомендации по изучению экологии в предмет

Сообщение akbacholga » 17 ноя 2017, 15:24

Экологическое образование с использованием межпредметных связей
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Одним из принципов экологического образования ученые рассматривают межпредметные связи. Их руководящая роль позволит детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство и взаимосвязь неживой и живой природы, человек – часть природы.
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.
Большие возможности имеют экскурсии. Они позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроках математики при изучении темы «Решение задач» можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.
Задача 1. Бельчата появляются на свет слепыми и голыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде питаясь молоком матери. Сколько дней они находятся в гнезде?
Задача 2. Летом лось за сутки съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в 1 месяц (в 3 месяца )?
Развитию экологических представлений способствуют приемы, используемые при изучении элементов геометрии:
- моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;
- нахождение в данной фигуре (человечка, животного и др.) геометрических фигур;
- создание картины (фигуры) из данных геометрических фигур.
Изучение материалов о природе на уроках чтения, родного и русского языков, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями писателей.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ель, ворона и т. д.). ( Приложение 1 )На уроках родного языка учитель может предложить задания такого типа: объяснить значение пословиц, отгадать загадки, написать названия близлежащих озер нашего села, составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение и др.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения. Произведения писателей-натуралистов Г.Скребицкого, Б.Чарушина, М.Пришвина, якутских писателей Е.Макарова, И.Сосина позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе. При изучении произведений можно задать вопросы, позволяющие задуматься:
- Что ты открыл для себя в этом рассказе?
- Подумай, что можно сказать о зайчатах?
- Какие картинки можно нарисовать к тексту?
-Что помог тебе увидеть в зимней природе автор?
Таким образом, межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательное значение, активизируют деятельность учащихся, пробуждают в них интерес к познанию природы.

Упражнения для 4 класса.

1. Прочитай. Выпиши из них только имена существительные 1-го склонения .
Животные и люди привыкли к суровой зиме. Зимою по лесу бродят громадные лоси, в поисках пищи бегают лисицы, зайцы и волки. Не боятся зимних морозов глухарь, куропатка, рябчик, ворон, клест и даже маленькая синица и воробей. А некоторые животные: тарбаганы, суслики, бурундуки – зимою спят. Хозяин тайги медведь тоже спит в своей берлоге.
Что ты открыл для себя в этом тексте?
2. Отгадай загадку и произведи фонетический разбор этого слова.
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Что означает это слово? Если не знаешь, посмотри в любом толковом словаре.
3. Прочитай. Представь эту полянку. Как ты думаешь, кто виноват? Вспомни случай из своей жизни. Разбери по составу выделенные слова.
Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!
Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.
Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.
Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.
Бывшая лесная полянка.

По Н.Сладкову
akbacholga
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 15 ноя 2016, 15:58

Пред.След.

Вернуться в Методические рекомендации по изучению экологии в предметах социально-гуманитарного цикла

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1