Опыт и инновации в формировании экологической культуры ...

Модератор: Нафикова З.Г.

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:48

Цель экологического образования и просвещения в ДОО - формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:47

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Марина Глухова » 16 ноя 2017, 11:47

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение fairuza61@yandex.ru » 16 ноя 2017, 07:13

Добрый день,уважаемые коллеги!
Я уверена,чтонеобходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получают:

- на родительских собраниях;

- в процессе посещения территории детского сада;

- из консультаций для родителей;

- в совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

1.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

2.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;

Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
fairuza61@yandex.ru
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 11:46

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Наталья Рахматуллина » 15 ноя 2017, 15:46

Воспитание основ экологической культуры дошкольников проходит результативно, если педагог использует деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использует личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекает к решению поставленных задач родителей воспитанников.
Наталья Рахматуллина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 ноя 2017, 12:30

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Саликаева Мария » 15 ноя 2017, 15:21

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.
Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в том, что деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
Основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.
Работа по экологическому воспитанию должна быть правильно организованна, систематически осуществляться в образовательном учреждении под руководством воспитателя, обладающего экологической культурой.
Детский сад – место, где ребёнок проводит значительную часть своей жизни, поэтому одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметной пространственной развивающей среды в группе, на участке и территории детского сада, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.
Саликаева Мария
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 14:18

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение fairuza61@yandex.ru » 15 ноя 2017, 12:45

Добрый вечер,уважаемые коллеги!

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность
fairuza61@yandex.ru
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 11:46

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение fairuza61@yandex.ru » 15 ноя 2017, 12:04

admin писал(а):Опыт и инновации в формировании экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС ДОО

цитата:«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), педагог.
fairuza61@yandex.ru
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 ноя 2017, 11:46

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Дяглева Лилия » 14 ноя 2017, 21:24

Экологические игры являются одним из действенных методом по формированию экологических знаний у дошкольников. Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. Для повышения эффективности экологического воспитания применяются разнообразные методы и формы работы.
Одним из действенных методов по формированию экологических знаний у дошкольников являются экологические игры.
Классификация экологических игр:
• ролевые;
• имитационные;
• соревновательные;
• дидактические;
• игры-путешествия.
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности. Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», Экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В практической деятельности дошкольных образовательных учреждений часто применяются игры-путешествия.
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т.д.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками.
• Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры: « Летает, бегает, прыгает», «Кто где живет?»;
• усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;
• способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры: «Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое - неживое»;
• о правилах поведения в природе расскажет игра «Выбери правильно дорогу».
Критериями выбора и подбора игр являются:
• программа, по которой ведется работа в ДОУ;
• возможности дошкольного образовательного учреждения;
• предпочтения педагога;
• уровень подготовленности детей.
Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий.
Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.
Дяглева Лилия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 ноя 2017, 21:16

Re: Опыт и инновации в формировании экологической культуры .

Сообщение Дяглева Лилия » 14 ноя 2017, 21:20

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект в экологии. Конкретные примеры использования ресурсов, последствия этих воздействий на природу и здоровье людей, должны быть взяты на вооружение дошкольными педагогами с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу.
Экологическое сознание – это общественное сознание, отражает взаимоотношение человека с природой в их динамике развития.
Формируется экологическое сознание на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства.
Показатель зрелости экологического мышления человека – это осознанные действия, поступки человека, направленные на сохранение природы.
Все это воспитывается в дошкольном возрасте. Поэтому бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап развития личности ребенка. А значит, именно в этом возрасте задача по развитию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. К данной проблеме проявили интерес П.Г. Саморукова и Л.М.Маневцова в своей книге «Мир природы и ребенок».Они раскрывают экологические проблемы пути их решения через экологическое воспитание подрастающего поколения. Акцент авторы делают на влияние человека на природу, а соответственно воспитание у детей гуманного отношения к природе. «Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей».
Автор программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Она считает, что с первых лет жизни нужно воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Особое внимание Н.А. Рыжова уделяет формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
C.Н.Николаева определила круг знаний, который необходимо дать детям дошкольного возраста по формированию у них представлений о взаимодействии человека с природой. В программе “Юный эколог “ С.Н.Николаевой три стержневые линии: человек – живое существо; использование человеком природы; охрана природы человеком . Каждая линия включает знания и отношение ребенка. Автор делает акцент на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. По мнению С.Н. Николаевой необходимо знакомить детей с элементами экологической безопасности.
А. А. Плешаков считает, что необходимо формировать у детей представление о единой картине мира ; воспитание социально – активной личности, способной к психологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы и общества. Ведущими идеями при этом являются: рассмотрение мира в единстве, во взаимодействии и взаимозависимости; единство природы и общества; противоречия в системе ”природа и общество”, пути его разрушения ; сохранение природы, её многообразия, её охрана.
А.Е. Тихонова предполагает, что стержнем идей экологического образования является реализация взаимосвязей человека с природой через труд.
На основе анализа научно-методической литературы, исследований по экологическому воспитанию выявлена эффективность системного и программно-целевого подходов к вопросу формирования системы элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию ребёнка, первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения. Как показывает сделанный анализ литературных источников в содержании многих программ и разработок преобладают знания биоэкологии. При этом особо популярны темы, связанные с охраной редких растений и животных. Среди них есть очень интересные разработки, но детям нередко предлагается запомнить большое количество названий животных, организмов, которые они никогда не видели и, вполне вероятно не увидят и в дальнейшем. То есть отбор знаний в этом случае скорее способствует механическому воспроизведению полученной информации, не затрагивая его эмоциональной сферы, не формируя мотивацию к деятельности.
Прослеживается и такой момент, когда детям даются представления о негативном влиянии человека на природу, о ее катастрофическом ухудшении (загрязнение воды, воздуха ведет к необратимым процессам). Это травмирует психику ребенка, пугает его и, при этом, не дает практически разрешения проблемы.
Развитие у детей представлений о взаимосвязи человека и природы имеет особую важность и актуальность в дошкольном возрасте, что доказано многими авторами. Эта проблема является первостепенной и актуальной на первой ступени непрерывного образования. Этой ступенью является – дошкольное образование. Если упустить этот момент в образовании, то подрастающее поколение вырастет безжалостным варваром по отношению к природе; бездуховной, лишенной экологического мировоззрения личностью. Развитие начал экологической культуры личности; осознание себя как части природы; понимание того, что в природе все взаимосвязано; обучение азам экологической безопасности нужно начинать в детском саду. И многое из того, что усвоят дети в детском саду, они понесут во взрослую жизнь, и не исключено, что наши дети смогут исправить ошибки сделанные родителями по отношению к природе.
Развитие чувства ответственности у дошкольников, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах.
Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Известно, что «передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Только в этом случае информация будет лично значимой и трансформируется в деятельность.
Дяглева Лилия
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 ноя 2017, 21:16

Пред.След.

Вернуться в Опыт и инновации в формировании экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС ДОО

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0