В своей работе педагоги нашего детского сада активно используют такую форму, как природоохранные акции, так как при развитии представлений о взаимосвязи человека с природой они имеют большое преимущество перед другими формами и методами работы.
Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.
Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.
На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
• акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую ( или худшую ) сторону свое окружение;
• акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
• в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
• данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
• природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Приведу примеры некоторых экологических акций, организованных педагогами нашего ДОУ:
-«Кормушка» (ежегодно);
-«Скворечник»;
-«Посади дерево»;
-«Вода – источник жизни»;
-«День воздуха»;
-«Елочка – зеленая иголочка»;
-«Мусору нет!»;
-«Берегите -лес»;
-«Живые родники» и т.д.
Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу наиболее интересной и привлекательной: экологические экскурсии, выставки, наблюдения, уроки доброты, экологические игры, изготовление плакатов и листовок, и конечно же непосредственная деятельность самих детей.