Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому не только на уроках биологии, физики, химии, географии, но и на уроках английского языка сообщаются знания в области экологии, формируется бережное отношение к природе в целом. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.
Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы.
В нашей школе работа с обучающимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС второго поколения. Именно универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса.
Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на активную самостоятельную работу ученика.
В плане экологического воспитания в образовательном отделе ведется следующая работа:
Предметные недели.
- декадник родных языков «Сохрани природу», «Экологический светофор», «Природа и мы», «Занимательная фитотерапия».
Экологические беседы:
- «Поможем природе» - 7кл.;
- «Экология Башкортостана» - 8 кл.
Экологическая мастерская:
- изготовление поделок из природного материала.
Выставки:
- рисунки учащихся «Край родной»;
- фотоработы учащихся и их родителей «Как прекрасен этот мир!»; « Природа моего края"
Буклеты:
- «Это надо знать всем»;
Внеклассные мероприятия:
- «В гостях у Осени», «Здоровье, красота и доброта»;
- «Веселые игры на серьезные темы»
- Экологический бумеранг
Экологическое воспитание школьников через предмет "Башкирский язык", "Родной язык" идет на уроках во время изучения тем «Мы живем в Башкортостане» и «Лучший друг в мире – это ты» в 8 классе, где обучающиеся знакомятся с лексикой по темам: «Уфа - столица Башкортостана"», «Экологическая проблемы моего города», «Экологические проблемы нашей республики», «Человек и природа».
В конце изучения данных тем ребятам предлагается поучаствовать в игре, целью которой является проверка знаний и умений учащихся по теме «Экология». В ходе этого урока решаются следующие задачи: закрепить изученный материал, повысить мотивацию к изучению английского языка, развивать творческие способности у учащихся через выполнение творческих заданий, привить чувство такта, учить слушать и уважать друг друга при работе в группах.
В 3- 4 классах при знакомстве с темой "Природа" предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных, которые занесены в красную книгу, с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Цель урока — привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.
Проектная деятельность в 5-7 классах может быть выполнена на следующие темы
1. Природа и мы
2. Люблю свой край родной.
3. Поможет природе вместе!
В этом разделе учащиеся знакомятся с различными проявлениями природы, с которыми они сталкиваются, выйдя за порог школы. Рядом со школой протекает живописная речка Кама, а также расположена "Тропа здоровья . Ученики делают зарисовки, фотографии природы.
2. "Организуем тимуровскую команду и поможем природе нашего города"
В отдельных классах организуется научно-исследовательская и проектная деятельность в рамках темы «Экологическое воспитание».
Обучающие 7-го класса представили работу «Город моей мечты»). В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.