marina2014 » 19 окт 2020, 03:26
Тема: «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА »
Цель урока:
Образовательная:
= формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия, ввести понятие сердечности;
= научить делать добро.
Развивающая:
развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.
Воспитательная :
воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь.
-формирование способности к духовному развитию;
- формирование основ нравственного самосознания личности;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.
- побудить стремление совершать добрые дела.
Метапредметные результаты:
-регулятивные – формировать тему и цели урока , готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов решения трудностей.
-познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание , построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
-коммуникативные -участвовать в работе группы , договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций , выбору нравственных норм поведения.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно-поисковый, системно- деятельностный.
Оборудование: ПК, презентация, учебник, словари С.И. Ожегова и
В.И. Даля, карточки для взаимооценивания.
Господи! Даруй мне сердце
сильное, но нежное,
любящее и верное,
мудрое и благородное,
горячее и созидающее!!!
Ход урока
1.Организационный этап.
Эмоциональный настрой детей на занятие.
-Круг радости. Приглашаю всех в круг.
Игра «Доброе слово» (Дети становятся в круг и по очереди говорят друг другу приятные слова)
-Добрый день!
-Здравствуй, друг!
2.Тема, цель, задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительная беседа
-Кто говорит вам добрые слова каждый день?
- Кого вы больше всего на свете любите?
-Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?
-В чем выражается эта любовь?
Догадались о чём будем говорить на уроке?
(-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.) .-“Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
Подберите слова созвучные с милосердием (доброта).
Подберите антоним к слову добро. Слайд №1.
Как вы считаете, а легко ли быть добрым человеком? (рассуждения детей)
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Чтение народных пословиц.
На столе у вас разные мудрые изречения, прочитайте вслух.
Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка
Злоба лишает человека силы. Русская поговорка
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица
Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица
Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица
Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица
Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица
За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица
Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица
Гони от себя злобу- вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен
Зло исцеляют противоположным. Вольтер
Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой
Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой
- Кто поделится своими мыслями?
3.Актуализация знаний.
- Где живёт добро?
- Как вы понимаете смысл изречения на доске?
- Доводилось ли вам творить добрые дела?
- Какое чувство испытывало ваше сердце?
- Чему же мы будем учиться на уроке (научимся добру).
- Можно ли сразу дать ответ, что такое добро?
План нашей работы.
- Будем искать.
- Обсуждать.
- Делать выводы.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Тихо звучит музыка и пение птиц.
- Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!
Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери».
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Беседа по сказке
- Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?
- Как мать Берёза относилась к своим дочерям?
- Какие качества присущи всем мамам на свете?
- Мама на земле добрее всех!
- Мама !Дарит сказку, дарит смех!
- Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!
И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд. Добро-это ….
Библия(Новый Завет) гласит:
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро».
- Продолжите мысль: «Злой человек из…»
- Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?
Работа со словарями Даля и Ожегова. Работа в группах (слайд № 2)
Первая группа ищет слово «добро».
Вторая – «милосердие».
- Может человек жить без доброты?
- Только ли слова должны быть добрыми?
- Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,)
- Из каких слов состоит слово «милосердие»?
- Чем похожи толкования? Сравнить. Вывод.
- Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.
Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам
Доброта, милосердие - многолики. Потребность в них ежечасная.
Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
Добро - это основа жизни, Нам сейчас в жизни очень не хватает в общении теплоты, внимания, доброжелательности. В мире постоянно идёт борьба добра и зла. Послушайте стихотворение.
Баллада о Добре и зле
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
Посмотрите на слайд. Какие мысли у вас возникают? Что мы можем сделать для того, чтобы добра на Земле стало больше, чтобы не позволить злу одержать победу? (рассуждения детей)
Евангельское добро У христиан добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного . А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу).Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.
Где начинается доброта? (в детстве, в сказках, которые мы любим с детства.) Где добро, там весело и спокойно, добро побеждает зло. Маленькую сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк» ребята нам расскажут, а мы сделаем выводы.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вывод какой, ребята?
Делать добро и жизнь тогда будет светлее
5.Работа с учебником.
1.Беседа в форме дискуссии.
- Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?
-Вспомните золотое правило этики.
- Быть радушным - означает радоваться другому, доброжелательным - означает желать добра. Твори добро и добро к тебе вернется.
Научимся добру. Научимся останавливать зло.
2.Первичная проверка понимания.
Решение проблемной ситуации.
Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.
Инсценировка и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».
- А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.
Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.
Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.
- Почему? – удивилась мама.
- У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.
Долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.
- Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!
(Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)
- Назовите всех членов семьи Нины.
- Кто был старшим, а кто – самым младшим?
- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?
- Почему слова Нины так поразили маму?
- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?
- Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?
- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.
- Как бы вы поступили в таком случае?
Расскажите о своей бабушке.
- Как вы проявляете заботу о ней?
- Как Вы проявляете милосердие к старшим людям?
Проблемно-философская ситуация
Работа в группах по выбору.
- Где рождается добро и милосердие?(В сердце)
Первая группа.
- Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце».
- Как вы это понимаете?
Вторая группа.
- Сердце – зеркало души.
Как понимать эту мудрость?
Третья группа
- Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные сердечной
добротой (слайд № 3).
Сочувствие
ПрЕданность
Радость
Доброта
СолнЦе
СовЕсть
Отчёт групп. Взаимооценивание.
6. Первичное закрепление
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
- В чем, по-вашему, смысл этой сказки?
(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)
А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?
Конечно, нет. Поэтому важно следовать известной мудрости:
Отойди от зла и сотвори благо, добро.
Сказка о Сердце
Когда-то, в давние времена, жили люди, очень увлекающиеся разными соревнованиями. Они состязались в беге, в прыжках, в испытании силы мускулов. Всё это каждого радовало или огорчало, вызывало счастливый смех или слёзы.
Однажды, во время очередных соревнований, человек, которого никто не видел до этого, обратился к ним со словами: «Вы состязаетесь в проявлении силы разных частей человеческого тела. Но вы забыли о самом главном, о Сердце…Соревнуйтесь в проявлении великодушия!
Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая работа.
Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).
- Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.
На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества сердца великодушного человека.
Красный –любящее
Зелёный -благородное
Желтый –доброе
Оранжевый -нежное
Голубой –сильное
Отчёт групп.
Работа в группах. Распределите слова на две группы. Добро и зло.
- Всегда люди стремились к добру.
- Какие качества присущи доброму человеку? И злому?
Улыбка Безразличие
Доброта Злость
Милосердие Жадность
Скромность Жестокость
Дружелюбие Зависть
Слайд № 4.
Взаимопроверка.
Физ. минутка.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Работа в группах.
Первая группа,
Создают первый в мире Словарь о добром сердце.
Мудрое, любящее, сочувствующее, всепрощающее, доброе, золотое, нежно.
Вторая группа.
Составляют правила доброты.
- Будь милосердным.
- Помогай людям.
- Защити слабого.
- Не причиняй вреда другому.
- Прощай ошибки.
Вывод. Взаимооценка.
Легенда о сердечной теплоте.
Два молодых страуса были вне себя от горя. Всякий раз, как самка принималась высиживать яйца, те лопались под тяжестью ее тела.
Отчаявшись добиться своего, они решили отправиться за советом к умной бывалой страусихе, жившей на другом конце пустыни.
Много дней и ночей пришлось бежать им, пока они не добрались до цели.
– Помоги нам!– взмолились оба.– Вразуми и научи нас, несчастных, как высиживать яйца! Сколько мы ни старались, нам так и не удалось получить потомство.
Внимательно выслушав их горестную историю, умная страусиха сказала в ответ:
– Дело это многотрудное. Помимо желания и старания здесь надобно еще кое-что.
– Что же?– разом воскликнули оба страуса.– Мы на все согласны!
– А если так, слушайте и запоминайте! Самое главное – это сердечная теплота. Вы должны с любовью относиться к снесённому яйцу, постоянно заботясь о нем, как о самой дорогой для вас ценности. Только теплота ваших сердец способна вдохнуть в него жизнь.
Окрылённые надеждой страусы отправились в обратный путь.
Когда яйцо было снесено, самка и самец принялись бережно ухаживать за ним, не спуская с него глаз, полных любви и нежности.
Так прошло немало дней. Но их вера, терпение и старания были вознаграждены. Однажды в яйце что-то дрогнуло, оно треснуло и раскололось, а из скорлупы выглянула пушистая головка крохотного страусенка.
- Какая главная мысль легенды?
- Чему учит легенда?
- Тепло нашего Сердца творит чудеса!
Дидактическая игра «Аукцион пословиц». Работа в группах.
Нет лучшего дружка, тот вовеки не погибает.
При солнышке -тепло, да не больно опустит.
Мать высоко руку подымет, при матушке- добро.
Кто мать и отца почитает, чем родная матушка.
Птица рада весне, а ребенок матушке.
Отчёт групп.
Работа в парах. Соберите пословицу. Слайд № 5.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не одежда красит человека, себя хвалит.
Доброе дело- а добрые дела.
Худо тому, плохое на ум не пойдёт.
Учись доброму, кто добра не делает никому.
Взаимопроверка.
Клуб «Знатоки».
Назовите сказки, в которых добро побеждает зло. Слайд № 6.
Оцени поступок. Обсуждение ситуаций. Слайд № 7.
Следовательно, основное значение ДОБРА это – желать другим добра. У поэта Александра Яшина есть такие строки :
Не от тяги к пустословью
И сложилось не вчера
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше
И на сердце веселей
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
7.Домашнее задание по выбору:
Создать для портфолио «Страничку добрых дел». Акция «Милость сердца». Подарки для первоклассников.
Напиши сказку о добре .
Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.
Ведь делать добро так здорово! Слайд № 8.
8. Рефлексия. Акция «Подари свое Сердце». Слайд № 9.
- Составление композиции «Планета добра».
Цель : сделать нашу планету красивой, доброй.
- Я дарю свое сердце и благодарю …
9. Итог урока. Слайд № 10.
Метод интервью. Работа с рубрикой «Вы узнали».
- Удалось ли достичь цели урока?
- Докажите, что человек рождён для добра.?
- Что же такое добро?
Добро это …Быть добрым значит …
- Помни и всегда выполняй нравственные заповеди.
- Люби ближнего , будь милосердный, твори добро!
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Закройте глаза, и вспомните как вам было тяжело, холодно от злого колючего слова.
Ребята, если вы кому то говорили злые слова, простите себя, ведь вы не понимали, что человек болеет от них и становится несчастным. Постарайтесь простить и тех, кто вас когда-либо обидел. У православных христиан существует замечательный день, когда люди просят друг у друга прощения. В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. «Прощённое воскресение».
В мире много добрых слов, будем их говорить друг другу!
Я уверена, в каждом из вас бьется доброе сердце.
Мне бы хотелось что бы главными правилами нашей жизни были:
1. Мы рады друг другу
2.Мы желаем друг другу добра.
3. Мы заботимся и относимся с уважением и добрыми чувствами друг к другу, к окружающим.
Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет! (С.Маршак)
Круг радости. Возьмите друг друга за руки и скажите добрые слова и так всегда - море, океан добрых слов. Подарите друг другу частичку сердечной теплоты!