Гилязова Ирина » 27 янв 2012, 05:39
Один древний философ сказал: «Научите свой народ рисовать - и вы будете жить в счастливой стране». Действительно, счастливой можно назвать ту страну, в которой огромное внимание уделяют развитию культуры, в которой строят храмы, а не разрушают их.
В современном образовании необходимы новые методы инновационных технологий, которые требуют от учителя проявления креативности как необходимого профессионального качества личности.
Новое осмысление культуры педагога заключается в традиционных представлениях, основанных на том, что учитель - новатор должен быть не только образованным, но и креативным, разносторонне развитым. Он должен обладать высоким уровнем творческого мышления, исследовательской культуры. Педагог должен быть творческой индивидуальностью, ему уже недостаточно его эрудиции, методических знаний, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
Необходимо осознавать образование частью культуры с его интеграцией, межпредметными связями, умением сотрудничать и взаимодействовать. Создавая и внедряя инновацию, педагог не только сам выходит на иной уровень квалификации, но и распространяет свой опыт окружающим.
Так как инновационная деятельность предполагает умение оценивать свою деятельность, то открывается возможность приобщения к опыту других педагогов. Интегрированный учебный процесс способен обогатить и педагогов, повысить уровень их культурного образования. Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Предметы искусства – литература, , МХК, - это предметы гуманитарно-эстетического цикла. Они принципиально важны и необходимы. Неправильный подход в определении роли и места гуманитарно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способной оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. Одна из основных задач школы - это задача формирования процесса творческого познания мира учащимися. Истоки творческого развития лежащие в предметах художественно-эстетического цикла, формируют основу творческого мышления, необходимую и физикам и лирикам.
Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Педагоги должны обязательно учитывать неоценимое влияние искусства на развитие человеческой души.
В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.
Литература в школе преподается как литературоведение, то есть. как наука. А вся наука обращается к разуму, к логике. Литература, МХК должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества, то есть. особой формой познания и организации мира.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Он носит практическую направленность, так как развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность, так же способствует развитию мышления и эмоционально-личностной сферы обучающегося в процессе учебного содержания. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Инновационными приемами нашей работы считаем оценку и анализ эмоциональной насыщенности работ, выраженной средствами изобразительного искусства и литературы, сопереживание авторскому отношению к изображаемым явлениям. При этом повышается роль восприятия художественного произведения и его влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса. Важным моментом самоопределения подростков является овладение необходимым объемом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. Повышается самооценка, углубляется процесс рефлексии, появляется стремление повысить уровень самообразования.
Считаю, что учитель, не осознающий ценностей и приоритетов инновационного подхода к образовательной деятельности, ограничивает свои возможности в развитии и воспитании обучающихся.