Наталья Дьяченко » 29 янв 2012, 17:44
В последнее время педагоги все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, особенно среди младших школьников. Сегодня специалисты социально-психологической службы нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, при встрече с детской агрессией.
Что же необходимо для того, чтобы противостоять стихийному развитию агрессивного поведения подростков?
Во-первых, четкое представление специалистов социально-психологической службы о возрастных особенностях проявления агрессии, во-вторых, знание типичных ошибок при работе с этим явлением, в-третьих, умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них, т.е. использовать психологические механизмы контроля агрессии.
Одной из наиболее эффективных форм совместной работы социального педагога и психолога по снятию агрессии и мышечного напряжения у детей и подростков является танцевально-двигательная терапия.
Танцевально-двигательная терапия концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает детям пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие социальный педагог и психолог помогают детям развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.
Данные занятия начинаются после проведения совместной диагностической работы по изучению особенностей эмоционально-волевой сферы. Они проводятся индивидуально, в парах, в группах. По завершению данных занятий проводится повторная диагностика для отслеживания динамики в эмоциональном состоянии детей и подростков.
Особый акцент делается на помощи ребенку двигаться с другими на основе взаимности, выражать чувства и тревоги символически, посредством движения, и обеспечить альтернативы агрессивному поведению.
Систематическое проведение элементов танцевально-двигательной терапии в совместной работе социального педагога и педагога-психолога способствует снятию мышечного напряжения у учащихся, принятию своего тела, повышению уровня самооценки и уверенности в себе, снятию агрессии и сплочению коллектива.