Сулейманова Ф.М. » 27 янв 2012, 09:16
Ошибки учителей заключаются в том, что они тактикой подменяют стратегию, т.е. реагируют на отдельные проявления личности без учета перспектив ее развития. Неразвитость этой сферы педагогической деятельности, несомненно, негативно отражается на судьбе ученика.
Что же делать?
Необходимо
1. Увеличить время для возможного диалога учителя и ученика.
2. Применять методы и формы обучения, способствующие выявлению личностных смыслов учащихся (исследовательский, проектный, интерактивные игры и т.п.).
3. Создавать ситуации для учителя и ученика, объединенные общими целями и условиями.
4. Научить разговаривать учителя с учеником на современном для него языке.
5. Расширение предлагаемых в системе профессионального образования педагогов курса возрастной психологии, увеличение учебных часов на эту дисциплину, обновление учебников и программ курса.
6. Тренинговые программы, обеспечивающие:
- личностный рост педагога и формирование у него навыков эмоционального и поведенческого самоконтроля и рефлексии своего поведения, а также ответственности за свои профессиональные действия;
- развитие профессиональной креативности, предполагающая произвольное владение различными формами поведения в различных ситуациях, умение быстро принимать социальные решения, предвидя их последствия для детей;
- развитие навыков коммуникации.
7. Современная ситуация характерна тем, что учитель и ученик нередко оказываются в разных культурных полях. Поле ученика в большой степени формируется литературой, кино, Интернетом и компьютерными программами, с которыми многие учителя не знакомы. Нередко у взрослых формируется заведомое отторжение этого поля, нежелание вообще воспринимать его как часть актуальной культуры – причем в ситуации незнания его реального содержания.
8. Главным в работе учителя должно быть завоевание доверия учеников. Доверие – мера популярности учителя.