Психология

Модераторы: Халикова Л.Р., Зиннурова Г.Р.

Re: Психология

Сообщение Perevyshina A.S. » 26 янв 2012, 11:11

Учебный процесс часто необходимо сопровождать познавательными умениями педагогического коллектива.
Познавательными называются умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. При определении состава таких умений следует исходить, прежде всего, из анализа основных источников знаний. По предметам учебных и внеучебных дисциплин для учащихся (учителей, родителей) основными источниками знаний являются учебники, наблюдения, опыты. Источников знаний в наше время гораздо больше, общеизвестные, такие как общение (знакомые люди вокруг, незнакомые), СМИ (газеты, журналы, телевидение и т.п.), социальные институты обучения (от детсада до институтов), также любой вид творчества (литература, театр, живопись, фотография и прочее), рефлексия (когда человек анализирует сам себя и узнает о себе что-то новое), новый жизненный опыт; также более современные: обучающие компьютерные программы, интернет, телевидение и многое другое. Для успешного формирования этих умений добычи информации необходима целенаправленная и согласованная работа всего педагогического коллектива учебного заведения, чёткий и систематический контроль за деятельностью педагогов.
Каким образом можно организовать эту согласованную работу?
Создавать общий информационный портал, которые, по правде говоря, уже имеются, такие, например, как, http://psynavigator.ru/forum - сайт о психологии, форум, где психологи и люди советуются и меняются опытом.
Такое общение почти в обязательном порядке должно присутствовать у психологов общеобразовательных учреждений, для создания организация единого психологического пространства не только в одном образовательном учреждении, а во всех учреждениях (объединение усилий для успешного формирования универсальных учебных действий учащихся).
Это поможет, не просто получать советы и давать их, но и легче вести статистику о достигнутых результатах. Организовывать слеты, собрания, конференции.
Поддерживаю вопрос:
«Есть ли такой опыт работы у наших коллег?»
Perevyshina A.S.
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 17:16

Re: Психология

Сообщение Динара Мухамадеева » 26 янв 2012, 09:24

Уважаемые, специалисты! Как можно говорить о создании единого психологического образовательного пространства в сельских школах, если в них даже нет ставки психолога. Хотелось бы сказать, что с началом внедрения ФГОС НОО много говорили и говорят о роли в этом процессе психолога, но в реальности получилось так, что психологов нет и их функции выполняют учителя, воспитатели (как в нашем случае). Я считаю что именно учитель создаёт ту или иную психологическую обстановку в классе, а не психолог. Всё зависит от учителя, от его мастерства, опыта, желания. Я никак не хочу обидеть Вас (психологи), так как сама по второму образованию являюсь психологом, но мой опыт учителя говорит о том что в процессе обучения главными участниками процесса являются учитель и ученик, а роль психолога - наблюдение, анализ и корректировка данного процесса.
Динара Мухамадеева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:19

Re: Психология

Сообщение Зиннурова Г.Р. » 26 янв 2012, 08:24

Организация единого психологического пространства в образовательном учреждении, требует полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательных учреждениях.

Алиса Сергеевна, я солидарна с Вами. Данный процесс не может сопровождаться только одним психологом. Нужна согласованная работа всего педагогического коллектива.
:?: В связи с этим возникает следующий вопрос: каким образом можно организовать эту согласованную работу? Есть ли такой опыт работы у наших коллег?
Зиннурова Г.Р.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 10:14

Re: Психология

Сообщение Perevyshina A.S. » 26 янв 2012, 07:12

Организация единого психологического пространства в образовательном учреждении, требует полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательных учреждениях. Новые технологии должны плавно и тактично внедрятся в учебный процесс, не разрушая сложившейся образовательной системы. И помогать создавать похожие, либо единые базы для всех. Помогут меняться опытом, и сделать доступнее применяемые методики. Создание единого форума по поддержки и помощи друг другу в трудных, едва разрешимых ситуациях. Что для педагогов психологов играет немаловажную роль, а также родителей и учащихся. Создаст возможность чаще, быстрее обмениваться важной и необходимой информацией. Будет способствовать созданию методик, еще более доступных для усвоения учителям, родителям и учащимся. Быстрее и четче делать психологическую диагностику метапредметных результатов учебной деятельности, которая проводится на этапах начальной и средней школы.
Единое информационное пространство образовательного учреждения, в центре которого находится учащийся, является одним из наиболее перспективных вариантов построения такой системы, где за годы обучения в школе каждый может получить передовые знания, умеет активно их применять, учится мыслить, социализироваться и адаптироваться к миру. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, в первую очередь обслуживать учебную деятельность школы и как её необходимую часть – управленческую.
Психологическая составляющая учитывает специфику взаимоотношений между преподавателями и учащимися, учащихся между собой, волю и желание участников ОП к применению ИКТ, психологическую готовность перехода от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания», единая база основных, общих элементов будет хорошим помощников для своевременного усвоения.
Perevyshina A.S.
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 17:16

Re: Психология

Сообщение Шамыкаева В.Е. » 25 янв 2012, 10:16

На сколько я понимаю, педагог-психолог является центральным системообразующим звеном в сопровождении учебной деятельности в условия внедрения ФГОС. Реально ли будет реализовать в условиях 1 ставки специалиста в школе? Мне кажется, нет. В связи с этим необходимо дополнительное расширение штата психологов!
Шамыкаева В.Е.
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:09

Re: Психология

Сообщение Григорьева Ирина » 25 янв 2012, 09:23

Луиза Маратовна, организация образовательного пространства при обучении одаренных детей - тема актуальная. Как Вы работаете в этом направлении в своем образовательном учреждении?
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психология

Сообщение Зиннурова Г.Р. » 25 янв 2012, 05:44

:!: Ирина Григорьева, спасибо за обмен опытом. Хотелось бы услышать и других коллег по поводу работы в данной области.
Зиннурова Г.Р.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 10:14

Re: Психология

Сообщение Григорьева Ирина » 24 янв 2012, 05:26

Целью психологического сопровождения введения ФГОС, ФГТ стало изучение специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» отдела образования Стерлитамакского района нормативно-правовой документации введения ФГОС и ФГТ, концептуально-методологических и научно-методических основ Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования, анализ модели системы универсальных учебных действий, определяющей номенклатуру универсальных учебных действий в составе четырех основных видов (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) и характер взаимосвязи универсальных учебных действий применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Данная Программа направлена на решение стратегических задач совершенствования системы общего среднего образования в рамках подготовки Государственных стандартов второго поколения.
На базе центра «Доверие» отдела образования далее было организовано повышение профессиональной компетентности и специальная подготовка психологов, осуществляющих мониторинг УУД, учителей, воспитателей организующих формирование УУД , родителей через:
А) участие в районных семинарах и заседаниях методических объединений заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, учителей начальных классов («Особенности диагностики УУД у первоклассников», анализ формирования УУД у младших школьников на открытых уроках) и педагогов-психологов;
Б) групповые консультации с педагогами и родителями;
В) групповые занятия с педагогами по формированию психологической компетенции;
Г) проведение педагогических советов, педагогических консилиумов на базе образовательных учреждений;
Д) проведение семинаров-практикумов для педагогов-психологов «Особенности диагностики универсальных учебных действий» (ЦПМСС «Доверие», 10.11) и воспитателей ДОУ «Коррекционно-развивающие игры для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста» совместно с ПМПК г.Стерлитамака (МАУДОУ п.Загородный);
Е) участие в вебинарах, Интернет-педсоветах, изучение информации на образовательных и психологических порталах по психологическим аспектам ФГОС и ФГТ.
Специалисты центра «Доверие» принимают активное участие во Всероссийских, республиканских НПК, семинарах по данной проблеме:
- выступили на тему «Психологическая готовность педагогов в условиях введения ФГОС» на Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы» (ИРО РБ),
- во Всероссийской НПК «Внедрение инноваций как фактор модернизации системы образования» выступили на тему «Этапы и результаты исследования сформированности УУД у дошкольников и младших школьников»(СГПА им.Зайнаб Биишевой, 21.11.11),
- на городской НПК «Внедрение инноваций как фактор модернизации системы образования» выступили на тему «» (г.Салават, 21.10.11),
- выступили на тему «Диагностика и формирование УУД – одно из направлений психологического сопровождения ФГОС» на республиканском круглом столе «Психологическое обеспечение обучения и воспитания в современных условиях» (ИРО РБ, 23.11.11),
- приняли активное участие в республиканском семинаре «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды» (ИРО РБ, 30.11.11),
- школьные психологи и психологи центра «Доверие » приняли участие в межрегиональном Интернет-педсовете по теме «Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся» (23.01.12-6.02.12),
- участие в заседании Республиканского координационного Совета по реализации ФГОС и организация методической выставки «Результаты мониторинга универсальных учебных действий у дошкольников и первоклассников».
Заключение договора о сотрудничестве с кафедрой психологии ИРО РБ позволило профессиональнее вести психологическое сопровождение реализации ФГОС в районе. Совместно с кафедрой психологии ИРО РБ выпуск методического пособия «Результаты мониторинга УУД у дошкольников и младших школьников (из опыта работы)»
В мае 2011 года психологи центра «Доверие» отдела образования провели диагностику универсальных учебных действий (УУД) детей дошкольного возраста (6-6,5 лет) и обучающихся 1 класса. Всего было обследовано 118 челове. (Организация специальной экспериментальной апробации на репрезентативной выборке).
В 2011-2012 учебном году провели диагностику УУД у первоклассников, дошкольников совместно со школьными психологами, которые на семинаре –практикуме обучились диагностике данного критерия на базе центра «Доверие» отдела образования. Всего было обследовано 120 человек.
На основе анализа, сравнения и обобщения результатов мониторинга универсальных учебных действий у дошкольников и первоклассников образовательных учреждений района, разрабатываются методические рекомендации, буклеты для педагогов, родителей по формированию УУД у детей. В настоящее время психологами центра «Доверие», психологами образовательных учреждений Стерлитамакского района разрабатываются коррекционно-развивающие программы по формированию у школьников УУД. Эффективность этих программ будет отслежена в мае 2012 года при повторной диагностике УУД.
Одновременно на местах (в ОУ) психологами организовывается внутришкольная методическая работа, которая позволит разобраться, что такое универсальные учебные действия, какие виды существуют, что поможет педагогам научиться составлять задания, по формированию УУД, отобрать образовательные технологии, которые являются помощниками в этой деятельности.
В тех школах, где нет психологов, для учителей начальных классов, психологи центра в рамках семинара на базе МБОУ СОШ с.Б.Куганак (20.12.11) продемонстрировали особенности диагностики и УУД у первоклассников, дали методические рекомендации.
Все методические материалы по данной проблеме представлены на сайте –отдела образования Стерлитамакского района.
Итогом психологического сопровождения введения ФГОС в образовательных учреждениях Стерлитамакского района станет разработка психолого-педагогических рекомендаций для психологов, воспитателей и учителей начальных классов по формированию различных видов УУД у дошкольников и первоклассников.
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психология

Сообщение Зиннурова Г.Р. » 24 янв 2012, 05:05

Добрый день, Уважаемые коллеги! Приглашаем всех участвовать на межрегиональном Интернет-педсовете! Предлагаем обсудить вопросы:
:?: Каковы приемы и методы организации единого психологического пространства в образовательном учреждении в контексте формирования УУД учащихся?
Как реализовывается данный процесс в Вашем образовательном учреждении: советы и предложения.
Зиннурова Г.Р.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 10:14

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0