Перспективы развития инклюзивного образования в общеобраз...

Модераторы: Нестеренко Т.Н., Кор.пед.

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Фатихова Л.Ф. » 31 янв 2012, 05:29

У меня, как у коррекционщика, также часто возникает вопрос: "А готовы ли мы к переходу на инклюзивное образование?". Ведь к этому должны быть готовы множество участников этого процесса:
1) государство должно быть готово материально обеспечить этот процесс, т.е. должны быть мощные денежные вливания, гораздо болшие, чем в процесс дифференцированного образования, которое и так, на взгляд государства, слишком затратно. Но каждый, кто оказывает помощь детям с ОВЗ, понимает, что инклюзивное обучение гораздо затратнее (если оно, конечно, будет действительно отвечать запросам общества и, прежде всего, родителей детей с ОВЗ). Складывается ощущение, что государство пока не хочет, да и не может позволить себе, такие затраты, а отсюда возникает вопрос: "Не окажется ли идея с инклюзивным образованием очередным мыльным пузырем?";
2) должны быть подготовлены специалисты в области инклюзивного образования. Даже коррекционщики не знают, четко как должен строиться этот процесс, каковы будут его результаты, не разработаны пока и технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Для разработки таких технологий нужны научные кадры, нужны финансовые вливания. И с тем, и с другим у нас, как известно, напряженка. Может быть, я скептик, но сильно сомневаюсь, что инклюзивное образование могут обеспечить неподготовленные к нему учителя массовых школ, если даже специалисты с этим затрудняются. Предполагается, что этих "затрудняющихся специалистов" возьмут в помощь школы с инклюзивным образованиям. Но что-то сомневаюсь, чтобы этот процесс приобрел массовый характер в условиях оптимизации, которая идет семимильными шагами по нашим школам;
3) должны быть готовы родители, воспитывающие детей с ОВЗ, к тому, чтобы обеспечить обучение ребенка в условиях массовой школы. К этому "готовы" чаще всего родители не ведающие о том, каково специальное образование детей с ОВЗ в специальных учреждениях, т.е. это, как правило, родители дошкольников, которые не посещали образовательные учреждения вообще или посещали массовые ДОУ и имеют недостаточное представление о состоянии своего ребенка, о его возможностях. А родители детей, которые вкусили проблемы обучения ребенка в массовых школах, насмешки со стороны сверстников ребенка, ярко выраженное несоотвествие и интеллектуальных, и социальных возможностей ребенка школьным требованиям, не торопятся переводить обучение ребенка на рельсы инклюзивного образования, а если они еще и видят результат оказанной ребенку в специальной школе помощи, то их и за ноги не вытащить из специальной школы;
4) должны быть готовы родители нормально развивающихся детей к тому, что в классе появится особый ребенок. Практика показывает, что пока эгоистические тенденции в обществе слишком явны, чтобы рисковать помещать ребенка, особенно с выраженными нарушениями, в столь агрессивную среду, тем более, что со стороны родителей нормально развивающихся детей должно быть получено согласие на перевод их класса на уровень инклюзии;
5) и наконец, самое главное, должен быть готов сам ребенок с ОВЗ к обучении в формате инклюзии. Большое количество детей с ОВЗ сегодня имеют комплексные нарушения. У них не только двигательный дефект, к примеру, а еще интеллектуальный и речевой, плюс нарушения эмоционально-волевой сферы. И что делать с этим ребенком, как его обучать в классе пусть даже в 20 человек, когда он при индивидуальном-то обучении "не идет", как говорят специалисты?
Конечно, в моем комментарии больше вопросов, чем ответов. Я на самом деле не против инклюзии, я против того, как ее пытаются внедрять. Помните как с башкирским языком? Ввели во всех школах, практически уравняли количество часов по башкирскому языку с часами по русскому языку? Ну и в каких школах дети свободно общаются на башкирском? В башкирских гимназиях? Инклюзия не должна внедряться насильственно, а очень осторожно и грамотно. Готовы ли мы к такому внедрению? Я сомневаюсь...
Фатихова Л.Ф.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 15:17

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение vln » 30 янв 2012, 13:46

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне. Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
vln
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 10:31

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Гилязова Ирина » 30 янв 2012, 09:16

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик.
Перед поступлением ребенка в школу дошкольные учреждения предоставляют педагогам и специалистам необходимую информацию о ребенке: диагностику и актуальный уровень его развития, потенциальные возможности. При необходимости определения более точного образовательного маршрута дошкольное учреждение направляет ребенка с родителями в ресурсный центр на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Руководителями ОУ определяются учителя, набирающие 1-й класс. Педагоги знакомятся со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдают за ними в ходе занятий в дошкольном учреждении, продумывают и составляют вместе со специалистами дальнейший план индивидуальной работы с "особыми" учениками. Знакомство педагогов и детей до поступления в школу – залог успешности всего образовательного процесса.
Если ребенок с особыми образовательными потребностями, в частности с ограниченными возможностями здоровья, не посещает детский сад, то возникает риск в неправильном определении образовательного маршрута ребенка. Педагоги, не зная об особенностях ребенка, предъявляют к нему те же требования по овладению образовательными стандартами, что и к другим детям. Возникают противоречия между требованиями и возможностями ребенка. Вследствие этих противоречий, наблюдается снижение мотивации к обучению, трудности в обучении, ухудшение здоровья.
К сожалению, в детских поликлиниках часто не производят полную и объективную диагностику психического развития ребенка, в лучшем случае, если записи в медицинской карте ребенка будут соответствовать уровню его физического развития. Часто сами родители скрывают от администрации школ и детских садов наличие инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в ОУ. Среди родителей детей дошкольного возраста важно проводить просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, и психического развития ребенка. И это забота различных ведомств: здравоохранения, социальной защиты и образования.
Родители дошкольников должны быть заинтересованы в том, чтобы процесс обучения в ОУ соответствовал уровню развития их детей. Именно поэтому администрация и педагоги школ при беседе с родителями будущих первоклассников настаивают на раннем выявлении особенностей детей, чтобы затем совместными усилиями помочь ученику овладеть теми необходимыми умениями и навыками, которые помогут ему социализироваться и реализоваться в жизни.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Соловьянюк С.Г. » 30 янв 2012, 04:02

За инклюзивным образованием будущее обучения детей с ОВЗ - это несомненно. Но на сколько мы готовы как морально, так и технически к его внедрению ?
Определенная подготовительная работа со стороны государства уже началась в виде специально направленной социальной рекламы в средствах массовой информации, в виде программы "Доступная среда". Достаточно ли этого, позволят ли темпы проводимой работы действительно подготовить общество, здания школ, общественных учреждений к переходу на "инклюзив" к назначенным срокам? Ведь одних пандусов в школе не достаточно, что бы ребенок с ОВЗ мог дейтвительно беспрепятственно, вместе с одноклассниками перемещаться по школе из кабинета в кабинет, с этажа на этаж, слышать, видеть, адекватно воспринимать на уроках все то, что доступно его сверстникам.
Для учителей массовых школ будут необходимы специальные курсы, обучающие работе с такими детьми. Иначе, как не поддаться жалости, как требовать освоения учебных действий на заданном уровне, и как определить этот уровень для каждого конкретного ученика с ОВЗ - таких мелких, практических вопросов огромное множество и педагоги должны быть готовы к их решению ежедневно, на каждом уроке.
Не хотелось чтобы хорошая идея стала очередным стрессом для детей с ОВЗ, их родителей, учеников, педагогов и общества в целом из-за поспешного внедрения.
Соловьянюк С.Г.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 03:34

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Nailia » 29 янв 2012, 09:09

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
активное участие в данном процессе самого ребенка;
совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:
адекватно вести себя;
эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.
Nailia
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 09:11

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение vln » 28 янв 2012, 17:29

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне. Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.
Тесный контакт между специалистами дошкольного и общеобразовательного учреждения позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.
Перед поступлением ребенка в школу дошкольные учреждения предоставляют педагогам и специалистам необходимую информацию о ребенке: диагностику и актуальный уровень его развития, потенциальные возможности. При необходимости определения более точного образовательного маршрута дошкольное учреждение направляет ребенка с родителями в ресурсный центр на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Родители дошкольников должны быть заинтересованы в том, чтобы процесс обучения в ОУ соответствовал уровню развития их детей. Именно поэтому администрация и педагоги школ при беседе с родителями будущих первоклассников настаивают на раннем выявлении особенностей детей, чтобы затем совместными усилиями помочь ученику овладеть теми необходимыми умениями и навыками, которые помогут ему социализироваться и реализоваться в жизни.
Для детей с особыми образовательными потребностями должны быть созданы следующие основные условия:
•регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
•специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты. При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;
•материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
•адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
•необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
К сожалению, на сегодняшний день со стороны высшей школы не уделяется должного внимания подготовке кадров. В систему подготовки учителей массовых школ должны вводиться дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки) и специальными психолого-педагогическими знаниями:
•представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
•знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
•знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
•умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
vln
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 янв 2012, 10:31

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 27 янв 2012, 14:38

Дети с особенностями развития могут получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Рямова З.С. » 26 янв 2012, 17:09

Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Участники образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители) должны быть готовы, что в обычной школе будут обучаться дети с особенностями развития.
Рямова З.С.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 15:47

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Nailia » 26 янв 2012, 07:36

Полностью согласна с высказыванием Эльзы Насибулловны. Также считаю, что инклюзивное образование принесет больше результатов в улучшении социального развития всех учащихся, что ведет к развитию социальных навыков и социальному взаимодействию, поскольку учащиеся подвергаются влиянию реальной среды, в которой они должны взаимодействовать с другими учащимися. В свою очередь, каждый из учащихся имеет уникальные особенности, интересы и способности. Дети не являющиеся инвалидами должны принять и понять учащихся-инвалидов с которыми учатся,у них возникает позитивное отношение при обучении в инклюзивных классах. Таким образом, инклюзивное образование закладывает основу для открытого общества принятие, уважение и празднуя разнообразие.
Nailia
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 09:11

Re: Перспективы развития инклюзивного образования в общеобра

Сообщение Эльза Насибулловна » 25 янв 2012, 03:16

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.Инклюзия – это раскрытие каждого ученика с помощью образовательной про-граммы, которая достаточно сложна, но должна соответствовать его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения ус-пеха.
Эльза Насибулловна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 03:15

Пред.След.

Вернуться в Коррекционная педагогика.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron