Начальное образование

Re: Начальное образование

Сообщение ragida62 » 28 янв 2012, 05:34

В документах по внедрению новых образовательных программ создана примерная программа формирования УУД, правда, имеющая рекомендательный характер. В программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД, выделены основные виды УУД. Очень много теории по этим вопросам учителя получили на курсах повышения, на обучающих семинарах. Но на данный момент недостаточно разработана технология практического овладения учителем этими методиками. Учителям, работающим по новым ФГОС, бывает трудно ориентироваться в потоке обильной литературы по этой тематике.
Хорошим помощником учителя в плане ориентации в этих методиках может стать пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
В пособии не только раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся начальной школы, но и даются рекомендации по развитию всех видов УУД, направленных на формирование у детей умения учиться. Особая ценность этого пособия в том, что здесь представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий и критерии оценивания, которые позволят простому учителю применить их без особой подготовки. Ведь с учетом принятого подхода к стандарту, как к общественному договору, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.
ragida62
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 15:33

Re: Начальное образование

Сообщение Бажина Оксана » 27 янв 2012, 17:17

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций. Но в практической деятельности возникают трудности. Один из способов преодоления трудностей - создание единого образовательного пространства на уроках и во внеурочной деятельности с помощью УМК «Перспектива», где одним из принципов построения образовательного, воспитательного процесса является участие в проектных коллективных формах работы.Темой проектной работы в нашем классе будет “Город Уфа и его достопримечательности глазами детей”. А продукт – Альбом-путеводитель по городу Уфа. Какие темы проектных работ актуальны именно в начальной школе? Поделитесь идеями. Спасибо.
Бажина Оксана
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:51

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 27 янв 2012, 14:48

В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. [3,с.76-77]. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 26 янв 2012, 17:03

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Начальное образование

Сообщение Ахкиямова И.Х. » 26 янв 2012, 10:07

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Ахкиямова И.Х.
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 09:50

Re: Начальное образование

Сообщение Надежда » 26 янв 2012, 09:27

Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Участие нашего педагогического коллектива в работе по данному направлению показало, что формирование универсальных учебных действий младших школьников не может быть обеспечено только содержанием образования (например, выбором «удачного» УМК, учебника, программы). Наша школа работает над методической темой «Создание обучающей среды для повышения качества образования». Соответственно методическое объединение учителей начальных классов определило для себя одной из важных тему создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность. Мы хотим видеть младших школьников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваем своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараемся строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентноспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя.

На первом в этом учебном году семинаре педагоги начальной школы определили, какими умениями и навыками должен обладать выпускник начальной школы XXI века. Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение. Помимо этого ребёнок должен обладать духовно-нравственным жизненным потенциалом, разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.
Надежда
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:10

Re: Начальное образование

Сообщение Прокопович Наталья » 26 янв 2012, 07:27

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» и самостоятельное применение этих знаний на практике.
Особое внимание надо уделяться вовлечению учащихся в исследовательские проекты, творческие задания, спортивные мероприятия, в которых они научатся «изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свои мысли, принимать решение и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
интересы».
Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
В коллективе формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижению общей цели должна быть обязательно совместной и увлекательной во всех смыслах.
Прокопович Наталья
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 06:22

Re: Начальное образование

Сообщение Perevyshina A.S. » 26 янв 2012, 06:41

Ректор педагогического университета сказала, что «должна быть у учащегося школярская память…». А мы имеем дело с теми, кого надо научить читать, писать. Деятельность ребенка должна быть четко регламентирована. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Развивать поэтапно умение учиться.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Что необходимо развивать уже с начального звена в образовании. Разрабатываемая в рамках проекта подготовки новых госстандартов Программа развития универсальных учебных действий призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.
В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Perevyshina A.S.
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 17:16

Re: Начальное образование

Сообщение гульназ Т. » 25 янв 2012, 16:11

Сегодня в динамично изменяющемся мире происходит быстрое обновление знаний, вследствие появляются новые профессии, которые требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Под универсальными учебными действиями (УУД) в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса». Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для подготовки обучающихся к решению жизненных задач.
В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев основан на подборе необходимой для изучения информации и методов её подачи учащимся, гораздо меньше внимания уделяется непосредственному развитию психических процессов, и в ещё меньшей степени - обучению эффективным приёмам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя саморазвития последних.
Потребность в развитии УУД обусловлена также необходимостью:
1. развития понятийного мышления как основы успешности ребенка в овладении научными основами знаний;
2. задействовать в обучении все каналы восприятия информации с учетом индивидуальных особенностей детей;
3. смещения акцентов с результата действия на его процесс для развития осознанности мышления;
4. в условиях информационной перенасыщенности развивать способность к структурированию, обобщению информации;
5. переноса обучающимися освоенного способа действия на решение практических задач.
Думаю, что с введением новых стандартов образования формирование универсальных учебных действий младших школьников будет осуществляться целенаправленно в рамках общеобразовательных предметов. Но возможности классно-урочной системы ограничены в части применения освоенных УУД для решения практических жизненных задач. Развитие универсальных учебных действий младших школьников может успешно продолжаться в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности, где ученик на уровне возможностей своего возраста может освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
гульназ Т.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 15:15

Re: Начальное образование

Сообщение Галеева Г.Р. » 25 янв 2012, 13:36

Модернизация общего образования требует переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека — потребности в самообразовании. Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования на этом этапе обучения и могут быть представлены группой общеучебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков.И формирование учебных и общеучебных умений учащихся должно идти не только в урочное, но и внеурочное время.
Галеева Г.Р.
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 24 янв 2012, 10:36

Пред.След.

Вернуться в Начальное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron