Семинар-совещание по теме:
«Оказание методической помощи педагогам
в подготовке к ГИА 2016 в форме ЕГЭ и ОГЭ
по английскому языку»
в рамках РМО учителей иностранного языка
Доклад:
Раздел «Письмо»
Учитель английского языка
МОБУ СОШ д. Шамонино
МР Уфимский район РБ
Биктимерова Файруза Фаритовна
"Письмо" — последний раздел письменного экзамена, который наиболее ярко отражает уровень знания языка. В него входят два задания: письмо личного характера и эссе: базового и высокого уровня сложности. С увеличением продолжительности экзамена многие стали браться за эти задания, но пока не слишком успешно, о чем свидетельствует снизившийся за них средний балл. В «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по английскому языку» авторов Вербицкой М.В., Махмурян К.С. отчетливо видно, что с разделом «Письмо» выпускники справились менее удачно, средний процент выполнения задания 40 (развернутое высказывание с элементами рассуждения) – 54,0%. Для выполнения задания части С необходимо не только правильно излагать свои мысли на бумаге, но и строго следовать как требованиям самого задания, так и международным стандартам к оформлению письма в разных стилях. Следовательно, навыки письменной речи требуют регулярной и разно-форматной тренировки в течение всего процесса обучения.
На экзамене предлагается отрывок из письма от возможного друга по переписке. В письме содержится некая новость и несколько вопросов, где у вас спрашивают мнения, совета и т.п. Учащимся требуется написать письмо-ответ, начиная со своего краткого обратного адреса в верхнем правом углу, даты под адресом, приветствия и заканчивая прощальной фразой и именем.
В последнее время появилось огромное количество дополнительных учебных пособий по развитию навыков письменной речи как российских, так и зарубежных изданий. Самыми популярными из них являются: «Английский язык. ЕГЭ. Практикум. Письмо» Солововой Е.Н и John Parsons «Exam Skills for Russia Reading and Writing» Malcolm Mann, Steve Taylor-Knowels.
В пособии «Английский язык. ЕГЭ. Практикум. Письмо» Солововой Е.Н. представлены тренировочные задания в формате ЕГЭ. Выполнение заданий с учетом предполагаемой последовательности действий помогает быстрее сформировать нужные стратегии работы с данными типами заданий и сократить время на их выполнение на экзамене.
В пособии «Reading and Writing» серии Macmillan Skills for Russia упражнения для развития умений письменной речи представлены в виде системы заданий, в процессе выполнения которых учащиеся последовательно осваивают те или иные компоненты письменной речи в применении к текстам различных жанров. Упражнения постепенно ведут ученика от составления отдельных сложных предложений к их включению во фрагмент текста, а затем - в сочинение-рассуждение, стилю которого эти предложения наилучшим образом соответствуют. В процессе работы учащиеся знакомятся с сочинением-образцом и подвергают анализу использованные в нем языковые средства. Они получают возможность обдумать и обсудить некоторые идеи, которые впоследствии могут пригодиться им при написании сочинения. Далее составляется план сочинения, что приучает учащихся заранее структурировать свое письменное высказывание. Последнее задание возвращает авторов сочинений к необходимости использовать в данном типе текста сложные грамматические конструкции. Кроме того, напоминается о необходимости проверить сочинение и использовать в нем адекватный стиль.
Неоценимую помощь в подготовке к консультациям оказало пособие «Английский язык. Тренировочная тетрадь для подготовки к выполнению части С» автора Бодоньи М. Здесь содержатся планы сочинений, необходимые аргументы за и против, вводные и связующие фразы и даже цитаты и поговорки.
УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» содержит достаточно упражнений на развитие навыков письменной речи, т.е. необходимых дискурсов для написания части С1-С2 ЕГЭ письмо и эссе. Это связано с тем, что учебник отличается своей структурой, где на уроке выделяется время на каждый вид речевой деятельности, в том числе и письменную речь (раздел «Writing skills» в каждом модуле). Кроме того, УМК содержит дополнительные источники формирования навыков письменной речи в виде языкового портфеля и отвечает всем требованиям новых образовательных стандартов. Но результат обучения иностранному языку в целом и письменной речи в частности зависит от самого учителя, который может подобрать систему упражнений таким образом, чтобы добиться желаемого результата.
За 2 года работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ, мною был накоплен раздаточный материал по разным видам речевой деятельности (каждый в отдельной папке). Вот, к примеру, папка по разделу письмо. Здесь собраны материалы из учебников и пособий «Click on», «Opportunities», «Way ahead» и пр. Эта папка передается от учащегося к учащемуся для самостоятельных занятий при подготовке к ЕГЭ, при подготовке к олимпиадам, также используется в работе во время консультаций.
С целью достижения эффективного результата по активизации письменной речи использую следующие задания:
1) Прочитать готовое эссе и написать краткое изложение;
2) Ознакомиться с готовым эссе и написать его по памяти;
3) Изучить готовое эссе и написать его на английском под диктовку русского перевода по предложениям;
4) Ознакомиться с образцами мнений за и против, написать к каждому аргументы и доказательства;
5) Ознакомится с аргументами (или мнениями), выразить те же мысли другими словами;
6) Прочитать название темы, написать план с указанием аргументов;
7) По разделу личное письмо: соотнести начало и конец письма.
В завершение, хочется отметить тот факт, если умения обучающихся в письменной речи автоматизированы, работа ведется по определенному алгоритму, то есть реальный шанс получить максимальные 20 баллов.